2016-2-17 14:16 |
12 февраля 2016 года исполнилось полгода, как Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза. Срок небольшой, чтобы делать какие-либо окончательные выводы о достижениях, но первые итоги весьма ощутимые.
Присоединение Кыргызской Республики к ЕАЭС стало событием общенационального масштаба, и оно вошло в историю, поскольку будет определять не только развитие экономики, но и долгосрочные перспективы всей страны.
Республика присоединилась к ЕАЭС весьма своевременно. Если бы этого не произошло и правительство КР не завершило переговоры в первой половине прошлого года, то на фоне изменения геополитической ситуации в регионе, сложных внешнеполитических условий в мировом масштабе, переговоры по присоединению к ЕАЭС затянулись бы на неопределенный срок. Также республика не достигла бы тех условий и преференций, которые сейчас имеет, и которые были достигнуты в весьма сложном и трудном процессе.
Если бы Кыргызская Республика не стала членом ЕАЭС, она считалась бы третьей страной по отношению к Союзу, к которой продолжились бы применяться различного рода ограничения, закрытие таможенных границ, отсутствие доступа для молокоперерабатывающих предприятий, ухудшение условий для трудовых мигрантов, что еще больше усугубило бы ситуацию для экономики КР в условиях продолжающегося влияния мирового кризиса.
Мотивы и цели, которые преследовало государство при вступлении в ЕАЭС
При вступлении в ЕАЭС государство преследовало два основных и ключевых момента.
Первой и основной задачей было обеспечение местным предпринимателям доступа на традиционные рынки сбыта.
Никому не секрет, что после того, как был создан Таможенный союз и когда он начал функционировать, Кыргызстан на себе ощутил те изменения, которые произошли в экономическом регулировании и в частности в регулировании торговли. На границах между Кыргызстаном и тогда еще Таможенным союзом стали возникать барьеры тарифного характера - приходилось растаможивать грузы, которые заходили из республики в страны ТС, кроме тех, которые производились в стране. И самое тяжелое - начали возникать технические барьеры. Появилась необходимость прохождения сложных процедур подтверждения безопасности товаров, что фактически закрывало доступ на емкий рынок, который для Кыргызстана был всегда очень важным, т. к. , исходя из географического положения и сложившихся экономических связей, альтернативы на сегодняшний день этому рынку у страны нет. Поэтому одним из мотивов государства была борьба за доступ на рынок сбыта через присоединение к этому экономическому объединению.
Вторым очень важным моментом было то, что большое количество граждан Кыргызстана занималось трудовой деятельностью в Российской Федерации и в Казахстане. И как происходит во всем мире, после начала функционирования интеграционного объединения его члены начали защищать свои внутренние рынки труда. Начались вводиться ограничения, что повлекло за собой уменьшение возможности трудоустройства и легального получения заработка для граждан из третьих стран.
Кыргызские мигранты на себе почувствовали все сложности невхождения республики в Союз. Стали возникать пресловутые черные списки, когда за административное правонарушение, связанное с нарушением миграционных правил, граждан Кыргызстана не стали допускать в страны ЕАЭС. Также стали вводиться дополнительные разрешительные процедуры: нужно было получать разрешение на работу, патент, а также сдавать экзамены на знание о стране пребывания. Все это очень сильно усложнило возможность легального трудоустройства и очень многие граждане Кыргызстана были вынуждены уходить в теневой сектор, где зачастую нарушались права, не выплачивались заработные платы в том объеме, в котором должно было быть, и не было никаких социальных гарантий.
Присоединение к Евразийскому экономическому союзу позволило Кыргызстану стать участником единого рынка труда и на сегодняшний день граждане страны имеют тот же набор прав и обязанностей, что и граждане стран Евразийского союза. И наоборот, их граждане имеют право претендовать на рабочие места у нас в стране и пользоваться теми же правами, что и кыргызстанцы. Простыми словами, теперь нет необходимости получать дополнительные разрешения, патенты и другие разрешительные документы.
Самое главное, что граждане Кыргызстана получили возможность социального страхования.
«В том случае, если потребуется неотложная медицинская помощь, они могут обращаться в медицинские учреждения, а дипломы об образовании, которые за исключением не попавших в перечень исключения, выданные нашими учебными заведениями, признаются в странах ЕАЭС», - отметил вице-премьер-министр КР Олег Панкратов на недавней встрече с прессой.
Ожидания государства от вхождения в ЕАЭС в виде переформатирования торговых потоков должно было стать стимулом, чтобы экономика Кыргызстана начала перестраиваться из реэкспортной в индустриальную. Иначе говоря, вступление в ЕАЭС должно было стать стимулом для того, чтобы в республику приходили инвесторы как из третьих стран, так и Евразийского союза. Это также должно было способствовать переориентации политики внутренних инвесторов с той целью, чтобы они начали рассматривать необходимость вложения своих финансов и ресурсов в производственные предприятия для конкуренции на рынке ЕАЭС.
По словам вице-премьер-министра КР О. Панкратова, такая тенденция уже имеет место быть.
«Стоит отметить, что этот процесс не может быть незамедлительным. Как планируется, к 2017 году Кыргызстан почувствует первые результаты вступления в ЕАЭС. Но, тем не менее, даже сейчас правительство может констатировать, что инвесторы из Китая, Турции и стран ЕАЭС уже проявляют значительный интерес к местному рынку и первые ласточки уже есть», - подчеркивает О. Панкратов.
Как отметили представители правительства, эффект получен, но он получился несколько смазанным из-за того, что произошло наложение нескольких одновременных событий на экономику Кыргызстана и кроме положительного эффекта от присоединения к ЕАЭС ощущаются и некоторые отрицательные.
«Стали проявляться кризисные явления не только в регионе Центральной Азии, но и в мире. Упала цена на энергоносители, на нефть и золото. Кроме того, наблюдается волатильность валют основных торговых партнеров Кыргызстана. К примеру, в России и в Казахстане покупательная способность снизилась и, в соответствии с законами рынка, это не могло не отразиться на нас. Кыргызстан также почувствовал некоторые негативные проявления в торговле, в некоторых секторах, которые были ориентированы на экспорте своей продукции в указанные страны», - говорит О. Панкратов.
Примечательным является то, что эти воздействия были сглажены в значительной степени, и их удалось смягчить за счет того, что были предприняты меры по вступлению в ЕАЭС.
«Если бы Кыргызстан оказался в кризисной ситуации и еще не был членом ЕАЭС, то падения в указанных секторах страна пережила бы более сильно, а потери для экономики были бы ощутимее», - сказал на пресс-конференции О. Панкратов.
На правильность решения, его выверенность и обоснованность указывает и тот факт, что по основным макроэкономическим параметрам Кыргызстан закончил 2015 год фактически в тех пределах, которые планировались, а в некоторых случаях даже с лучшими результатами.
Общая картина
Стоит также добавить, что кроме снятия таможенных барьеров, санитарного и фитосанитарного контроля, Кыргызстан получил несколько дополнительных плюсов.
Страна получила равные наряду со странами ЕАЭС права - все решения, принимаемые в рамках ЕАЭС, принимаются консенсусом, как на уровне Высшего Евразийского совета, на уровне президентов, Межправ советов, на уровне министров и совет ЕЭК, на уровне вице-премьер-министров.
Каждую страну в коллегии ЕЭК представляют по 2 министра. От Кыргызстана - Кадыркулов М. А. (таможня и таможенное администрирование) и Ибраев Д. Т. (энергетика и инфраструктура).
С момента вступления КР в ЕАЭС на российский грант в размере 200 млн. долларов было оснащено 4 таможенных пункта пропуска, 7 ветеринарно-контрольных пунктов пропуска, аккредитовано 28 лабораторий и 6 органов по сертификации внесены в единый реестр ЕЭАС. Теперь они признаются на территории всего Союза.
По состоянию на сегодняшний день 18 кыргызских предприятий вошли в единый реестр и могут поставлять продукцию в Россию и Казахстан. Это предприятие по выпуску мясной продукции - 1; рыбное хозяйство - 3; молочные предприятия - 14.
Заработал Кыргызско-российский фонд развития. Выданы и одобрены через «РСК Банк» и «Айыл Банк» кредиты на сумму в 1,2 млрд. сомов. Также Фондом одобрено выделение кредитов на сумму в 18 млн. долларов на крупные проекты, а в рамках поддержки малого и среднего бизнесе большая часть заявок уже одобрена.
По данным ФМС РФ, по состоянию на 12 января 2016 года количество граждан Кыргызстана, находящихся на территории РФ, увеличилась на 2%, и в настоящее время их число составляет 552 тыс. 910 человек. Наблюдается увеличение чистого притока денежных переводов от физических лиц в КР на уровне 28,3 %. Причина снижения связана с кризисом, который очень сильно проявляется на территории региона. Для сравнения: поступления от мигрантов в Азербайджан снизилось на 45,9%, в Армению - 45,3%, Молдову - 54,9%, Таджикистан - 58,3%, Узбекистан - 54, 8%.
Данные показатели еще раз говорят о том, что если бы Кыргызстан не вступил в ЕАЭС, то кризис отразился бы и на наших мигрантах, а на стране еще сильнее.
С 12 февраля 2016 года вступили в силу 12 технических регламента, всего в рамках ЕАЭС принято 35 подобных технических документа, устанавливающих требования по безопасности широкого ассортимента товаров массового спроса. В мае текущего года ожидается вступление в силу технического регламента на табачную продукцию
По данным последней статистики показатели развития торговли следующие:
В 2015 году КР осуществляла торгово-экономические отношения со 141 государством мира торгового сообщества, в том числе по импорту - 133 страны, и по экспорту - 89 стран. Внешнеторговый оборот составил 5 млрд 745,8 млн долларов. По сравнению с 2014 годом наблюдается сокращение на 24,6 %. Экспорт составил 1 млрд 676,3 млн долларов и снизился на 11% по сравнению с показателем 2014 года. Экспорт снизился на 29% и составил 4 млрд 69,5 млн долларов. Стоит отметить положительный эффект - дефицит торгового баланса сократился на 38%.
За анализируемый период торговля КР со странами ЕАЭС составила 41,8%, в том числе экспорт в страны ЕАЭС составил 23,8%, а импорт - 49,2%.
Товарооборот КР со странами ЕАЭС снизился на 21,2% и составил 2 млрд 401,5 млн долларов, экспорт составил 398,8 млн. долларов или сократился на 24%. Импорт - 2 млрд 2,7 млн долларов или сократился на 20,6%.
Товарооборот КР с третьими странами составил 3 млрд 344,3 млн долларов и снизился на 26,8%. В том числе экспорт снизился на 6%, а импорт - на 35,6%.
Все эти данные показывают насколько кризис в странах ЕАЭС, в том числе в нашей стране отображается на торговом обороте. Однако в рамках ЕАЭС идет работа по торговому сотрудничеству с третьими странами.
В прошлом году было подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, в рамках которого странам ЕАЭС была выделена квота на поставку табака и табачных отходов в размере 500 тонн. В последующем к 2020 году таможенная ставка будет постепенно снижена с 10% до 0%. Ставка на необработанную табачную продукцию составляет 80-90%.
В настоящее время также рассматривается возможность создания зоны свободной торговли с государствами, не входящими в ЕАЭС, такими как Иран, Египет, Израиль Индонезия, Сингапур, Тунис, Камбоджия и Индия.
В целях расширения своих экспортных возможностей КР получил 29 января 2016 года статус ВПС+. В рамках данной преференции Кыргызстан может осуществлять экспорт продукции в страны ЕС более 6 тыс наименований.
В Кыргызстане остаются нерешенные вопросы по некоторым вопросам, таким как ветеринария, конкуренция со стороны казахстанских предприятий и производителей мукомольной, птицеводческой и других отраслях промышленности. Но данные вопросы постепенно решаются правительством КР.
Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»
.
Подробнее читайте на kabar.kg ...