2016-2-3 16:09 |
Процесс борьбы с коррупцией в Кыргызстане до 2010 года носил декларативный, показной характер, а на самом деле именно в те годы взяточничество и поборы стали формой существования многих служащих госструктур.
Только после апрельской революции противодействие коррупции обрело реальные контуры, охватив все эшелоны власти.
Громкие аресты высокопоставленных чиновников стали за этот период вполне привычными, подтверждая решимость новой власти искоренить это негативное явление, ставшее настоящим бичом современного Кыргызстана. И тем не менее проблемы в этом направлении существуют, как существуют и разные взгляды на их решение.
Чтобы прояснить нынещнюю ситуацию и дать свои оценки усилиям в борьбе с коррупцией, КНИА “Кабар” обратилась к заместителю начальника управления по противодействию коррупции и надзору за исполнением законов Генеральной прокуратуры КР Абралиеву Инзилбеку Чынарбековичу и заместителю исполнительного директора Международного Делового Совета Аскару Сыдыкову.
- Насколько успешной можно считать борьбу с коррупцией в Кыргызстане?
И. Абралиев: Проводимая правоохранительными и другими государственными органами системная работа, безусловно, приносит свои плоды в борьбе с коррупцией. Здесь следует отметить, что, начиная с 2003 года, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру “Трансперенси Интернешнл” ежегодно публикует доклад «Барометр мировой коррупции».
Кыргызстан в данном рейтинге по итогам исследования за 2015 год занимает 123 место, улучшив свои позиции по сравнению с 2012-2014 годами. Указанный факт является свидетельством положительной динамики в работе по противодействию коррупции в нашей стране.
А. Сыдыков: Конечно, есть определенные точечные результаты, но в системном плане о каких-то ощутимых итогах говорить пока не приходится.
- Какие достижения в противодействии коррупции Вы бы могли отметить?
И. Абралиев: Как уже было сказано, результаты борьбы с коррупцией были отмечены международными организациями на мировом уровне, что можно считать также одним из достижений и показателем усиления государственными органами борьбы с коррупцией. Для этого руководством нашей страны принимаются значительные усилия по снижению уровня коррупции.
Многое в этом направлении делается и органами прокуратуры. Так, за 2015 год по результатам проверок, проведенных по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства, внесен 2451 акт прокурорского реагирования, по которым государству возмещен ущерб на сумму более 36 млн. сомов, а также по линии противодействия коррупции было возбуждено 905 уголовных дел.
За этот же период органами прокуратуры Кыргызской Республики по оконченным производством и направленным в суд уголовным делам государству возмещен ущерб на сумму более 308 млн. сомов (в том числе только 66 млн. сомов по уголовным делам, возбужденным в 2015 году).
Таким образом, общая сумма возмещенного государству ущерба по внесенным актам прокурорского реагирования и уголовным делам за 2015 год составила более 344 млн. сомов.
А. Сыдыков: Отрадно, что госорганы делают первые шаги к обеспечению необходимого уровня прозрачности и подотчетности, совершенствуя свою систему подбора кадров, проведения госзакупок через веб-сайты и оптимизируя другие процессы, но результаты еще далеки от международных стандартов.
В части пресечения преступлений, связанных с коррупцией, активно стали работать правоохранительные и надзорные органы, сейчас мы видим отдельные факты борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Есть определенный посыл и усилия со стороны главы государства. Но опять же, это, скорее отдельные проявления, нежели системная и комплексная работа.
- А что же конкретно делается государственными органами, в том числе и органами прокуратуры в этом направлении?
И. Абралиев: Руководством страны и всеми государственными органами и органами местного самоуправления проводится постоянная работа в этом направлении и принимаются меры по борьбе с коррупцией.
В начале 2014 года была утверждена Программа и План мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции, которая разработана с учетом рекомендаций ОЭСР по исполнению Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Также Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» была образована рабочая группа Совета обороны по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
Генеральной прокуратурой организована работа по проведению проверок своевременности и полноты исполнения, разработанных рабочей группой детализированных планов мероприятий по демонтажу системной коррупции в государственных органах. По результатам проверок вносятся соответствующие акты прокурорского реагирования.
Кроме того, прокуроры в пределах своих полномоий координируют деятельность правоохранительных, фискальных и других государственных органов, а также органов местного самоуправления по вопросам борьбы с корупцией в целях снижения уровня коррупции, предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Под председательством руководителей органов прокуратуры республики в 2014 году проведено 229 координационных совещаний, а в 2015 году - 262 совещания. К примеру, 27 ноября 2015 года под председательством Генерального прокурора республики И. Джолдубаевой было проведено Координационное совещание правоохранительных, фискальных и других государственных органов по вопросам противодействия коррупции.
На этом совещании рассматривались вопросы противодействия коррупции в сфере внешней миграции, здравоохранения, вопросы выполнения международных обязательств республики в сфере противодействия коррупции и другие вопросы, касающиеся организации работы самого Координационного совещания.
- Какие меры необходимо предпринять, чтобы борьба с коррупцией была эффективной, а также что необходимо сделать для искоренения коррупционных схем в госучреждениях?
А. Сыдыков: Как мы неоднократно обозначали, опираясь на свой программный документ, так называемое «Видение бизнеса на развитие страны», в первую очередь, нужно минимизировать контакты граждан с госорганами и бюджетными учреждениями и создать необходимые условия для последних.
Первую задачу можно решать посредством таких инициатив, как «Электронное правительство», «Безопасный город», способствуя дальнейшей прозрачности и ясности в деятельности органов, оказывающих государственные услуги.
Для решения второй задачи нужно будет оптимизировать структуру, функциональные обязанности органов/сотрудников, порядок отбора кадров, обеспечить конкурентоспособную оплату и охрану труда для этих госслужащих и бюджетников. Уже после этого мы сможем с чистой совестью спрашивать с них. Все это будет первым шагом к полноценным так называемым структурным реформам, которые доказали свою эффективность в мировой практике.
Безусловно, параллельно с этими мерами должна совершенствоваться система предупреждения, выявления и пресечения такого рода преступлений.
- Какую роль должно играть гражданское общество в борьбе с коррупцией?
И. Абралиев: В вопросах противодействия коррупции должно быть задействовано все общество и население страны, которое должно также принять активное участие в данном вопросе. Правоохранительными органами в целях профилактики и предупреждения коррупционных проявлений в СМИ публикуются телефоны доверия, по которым граждане могут обращаться по всем фактам коррупционных проявлений.
Считается, что коррупцию можно снизить только при участии и конструктивном взаимодействии с гражданским сектором. Поэтому в стране созданы и успешно действуют площадки для проведения открытого диалога органов государственной власти с институтами гражданского общества и бизнесом. Поэтому представителям гражданского общества и в целом всему населению страны необходимо принимать активное участие в деле противодействия коррупции.
В данном случае необходимо отметить роль и средств массовой информации в борьбе с коррупцией, как одну из важнейших, на которых возлагаются задачи по информированию граждан об ответственности за коррупционные правонарушения и по повышению осведомленности общественности о видах и формах проявления коррупции и способах противостояния ей, а также по созданию в обществе социально-морального климата, полностью осуждающего коррупцию, созданию негативного образа коррупционера.
Хотелось бы обратить внимание граждан на имеющийся в Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики телефон доверия, по которому они вправе обратиться в наш адрес обо всех фактах проявления коррупции, в том числе о фактах вымогательств со стороны должностных лиц правоохранительных и других государственных органов и органов местного самоуправления. Телефоны доверия 0 (312) 542818 и 1277.
А. Сыдыков: Гражданское общество может всеми доступными путями «подталкивать» Правительство к успешной реализации таких реформ, оказывать посильную экспертную поддержку, а также следить за всеми этапами реализации реформ и давать свою оценку. На элементарном уровне гражданское общество может помогать в точечном выявлении коррупционных проявлений и предоставлять рекомендации по их устранению.
- Надо ли ужесточать законодательство в сфере борьбы с коррупцией?
И. Абралиев: Невозможно проводить эффективную работу по борьбе с коррупцией без изучения норм действующего законодательства республики на предмет их коррупциогенности и внесения по ним соответствующих изменений и дополнений, в том числе ужесточающих наказание.
Кроме этого, взятыми в соответствии с конвенцией ООН против коррупциии обязательствами Кыргызская Республика принимает меры по имплементации (внедрению) норм международных правовых инструментариев в национальное законодательство. В августе 2012 года в УПК Кыргызской Республики были внесены изменения, согласно которым уголовные дела по должностным преступлениям, кроме халатности, не могут быть прекращены в связи с потерей общественной опасности или примирением сторон.
В целях сохранения возможности привлечения лица, обладающего иммунитетом, к уголовной ответственности в случае приостановления следствия по делу, статья 67 Уголовного кодекса Кыргызской Республики была дополнена п. 4-1, согласно которому если в отношении лица, обладающего иммунитетом, возбуждено уголовное дело и оно приостановлено в связи с наличием иммунитета, то в данном случае срок давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается.
Значимым являются изменения, внесенные Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в марте 2014 года в Уголовный Кодекс Кыргызской Республики. Так, в часть 6 статьи 67 Уголовного кодекса КР внесено дополнение, согласно которому к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 303 (коррупция) и частью 4 статьи 304 (злоупотребление должностным положением лицом, занимающим ответственное положение), сроки давности не применяются.
Существенные дополнения в уголовное законодательство были внесены в части конфискации имущества и возмещения причиненного ущерба, куда вошло имущество осужденного, переданное другому лицу, полученного в результате легализации, а также урегулирован вопрос возмещения причиненного ущерба законному владельцу.
Для совершенствования нормативной правовой базы приняты Законы Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников», «О государственной службе» и ряд других нормативных правовых актов, имеющих антикоррупционную направленность.
А. Сыдыков: Как мы упоминали в ответах на предыдущие вопросы, прежде чем ужесточать законодательство, нужно создать достаточные условия для его исполнения. Есть масса других экономических мер, которые можно использовать для борьбы с коррупцией, как, например, амнистия капитала. Как неоднократно заявляло наше Правительство, в современных условиях надо уходить от привычных нам административных мер воздействия, заменяя их экономическими.
Мирлан Алымбеков, Эрмек Абдрисаев
ИАЦ “Кабар”,
.
Подробнее читайте на kabar.kg ...
Источник: kabar.kg | Рейтинг новостей: 103 |