2016-4-22 11:45 |
"Слово Кыргызстана". События вековой давности требуют полного и беспристрастного изучения Прошло сто лет с того времени, когда в Кыргызстане вспыхнуло восстание и произошел массовый исход потерпевших в нем поражение кыргызов в Китай.
Однако до сего времени историками, политологами, политическими деятелями высказываются самые различные, порой противоположные мнения и не сделаны окончательные выводы.
В советское время события 1916 года характеризовались как национально-освободительное движение, носившее «антифеодальный», «антиколониальный», «антиимпериалистический» характер. Более того, исследователи истории партии связывали их с революционными движениями в России и деятельностью социал-демократических партий, со сложившейся в то время ситуацией, ставшей предвестником Февральской, а затем и Октябрьской революций.
Основной ошибкой некоторых аналитиков является акцентирование внимания на отдельных фактах. Тогда как необходимо учитывать целый комплекс предпосылок и условий, приведших к взрыву масс. Нужно иметь в виду и разнородность движущих сил в тех или иных регионах Кыргызстана, их социальный и национальный состав, различие целей и т. д. Игнорирование данных обстоятельств приводит к искажению в оценке событий.
В доказательство этого приведем некоторые факты. Так, в большинстве районов северного Кыргызстана в движении участвовали широкие массы населения во главе с предводителями родов и племен. Они подвергли нападению такие селения Пишпекского уезда, как Орловка, Ак-Башат, Быстровка, ряд сел в окрестностях Токмака, села Сазановка, Долинка, Григорьевка, Семеновка Тюпской волости Пржевальского уезда и селения переселенцев Джети-Огузской волости. Здесь выступления против царских властей переросли в межнациональные конфликты, которые привели к гибели как переселенцев, так и местного населения.
На юге же Кыргызстана волнения начались с выступлений узбеков, при этом действия восставшего населения Алая, Аравана и других районов Ошского уезда в целом направлялись против представителей царской администрации, местного управления. При этом нужно иметь в виду, что если верхние эшелоны власти занимали российские чиновники, то низшие - представители местного населения. В этой связи движение направлялось как против первых, так и против вторых, т. е. носило антифеодальный характер.
В Таласской долине восстание началось в городе Чимкенте Аулиеатинского уезда, которое вначале направлялось против властей, а затем переросло в межэтнические столкновения, подавленные в скором времени войсками царской администрации.
В событиях 1916 года участвовали не только кыргызы, но и узбеки, казахи, дунгане и др. В то же время в крупных городах представители низших ступеней власти, торговцы, ремесленники различных национальностей предпочли занять нейтральную позицию.
Необходимо учитывать и то, что выступления народных масс в регионах начались в разное время. Так, если на юге - еще в июле, и в этом же месяце были подавлены колониальными властями, то на севере - в августе, сентябре. В частности, в Таласской долине вспыхнули в конце августа.
Одним из деликатных и в то же время вызывающих особые споры аспектов является численность погибших, пропавших без вести во время карательных операций и межэтнических конфликтов, а также бежавших в Китай. Ряд политических деятелей и историков, основываясь на цифрах, расценивают события как геноцид. Несомненно, благородным и нужным делом является захоронение останков тел, обнаруженных на перевалах по пути следования в Китай. Однако можно ли их все связывать с восстанием 1916 года?
Так, побывавший в 1856-1857 годах на Тянь-Шане известный исследователь и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский описал столкновения между племенами бугу и сарыбагыш, приведшие к трагической смерти Ормон хана, а также последовавшие вслед за этим походы сарыбагышей на племена, жившие в восточной части Иссык-Куля,в результате чего тоже погибло немало людей.
В своем труде «Путешествие в Тянь-Шань» он упоминает о множестве незахороненных на перевалах, а также оставшихся подо льдом останков людей, скота. Он видел их именно в тех местах (Сары-Джаз, Кок-Жар, Каркыра и др. ,), где совершили свои опустошительные нашествия сподвижник Ормон хана Торогелди и сын предводителя сарыбагышей Уметалы. Подобные факты наталкивают на мысль о необходимости более углубленного, детального исследования.
Очень важную информацию содержит размещенный в Интернете доклад лидера Трудовой партии Российской Думы А. Ф. Керенского. В нем говорится, что царский Указ от 25 июня 1916 года предписывал привлечь на военно-тыловые работы мужчин из местного населения в возрасте от 19 до 43 лет, проживающих в районах ведения военных действий. Некоторые губернаторы, получив царское повеление по телеграфу, истолковали его правильно, т. е. как не относящееся к их регионам. Другие взяли под козырек и начали исполнять. В докладе подчеркивалось, что несмотря на неправомерные действия колониальных властей, между местным населением и переселенцами в целом сохранялись мирные отношения. На заседании в Думе основной причиной роста недовольства людей следующую: царский Указ обнародовали в разгар сбора урожая, когда крайне нужны были рабочие руки. К тому же у мусульман шел пост.
Усиление протестных настроений связывалось и с не проведенной в крае к тому времени переписью населения. Недовольство народа вызвало и предписание о том, что человек, уплативший соответствующий налог или пославший вместо себя другого, освобождался от отправки на военно-тыловые работы, чем не преминули воспользоваться бай-манапы, бии, другие имущие слои населения. Циркуляр открыл дорогу определенной категории людей для ограбления народа с целью сбора средств. Они стали добиваться того, что вместо их детей и родственников в списки отправлявшихся на военно-тыловые работы стали включать бедных, обездоленных соплеменников.
Действительно, протестные действия начались с открытого отказа жителей выполнять царский указ, уничтожали специальные мобилизационные списки, что привело к столкновениям с властью. Среди народа распространялись слухи, что людей, отправляющихся для рытья окопов, обрекают на верную смерть от перестрелок между русскими войсками и их противниками.
Некоторые исследователи среди основных причин восстания 1916 года особо выделяют социально-экономические, и в первую очередь земельный вопрос, который породил недовольство кыргызов, так как жизненно необходимые участки, ранее принадлежавшие им, отобрали и распределили среди переселенцев из центральных русских губерний.
Однако существует противоположное мнение: для северного Кыргызстана земельный вопрос не мог стать причиной восстания в силу того, что местное население вело в основном кочевой и полукочевой образ жизни, разбитой на циклы «жайлоо», «куздоо», «кыштоо». Следовательно, жители не были привязаны к пахотным землям, как люди на юге. На наш взгляд, это неверно. Территории, о которых идет речь, были жизненно необходимым ореалом для северян. Несмотря на это, специальные земельные комитеты, причислив их к так называемым земельным излишкам, перераспределили участки среди переселенцев. В результате, если только в Пржевальском уезде в 1909 году 11% русского населения принадлежало 23,8% пахотных земель, то в 1916 году - 24,1% переселенцам 67,3% пахотных земель. Согласно сведениям за 1915 год, русская семья владела 8,46 десятины земли, тогда как кыргызская - 3,38 десятины.
Такая политика привела к вытеснению местного населения северного Кыргызстана в малопригодные к привычной жизни территории и к сокращению его численности на 8,9%, в то время как количество русских увеличилось на 10%.
Кыргызы пытались сохранить свои земли путем перехода к оседлому образу жизни. Однако колониальная администрация всяческими способами препятствовала этому. К примеру, в 1912 году отдельные родо-племенные группы Пржевальского уезда обратились с просьбой об оседлости к главе местной администрации, но в ответ им выдвинули невыполнимые условия. Такие, например, как нести воинскую повинность, отдавать детей в русско-туземную школу, принять христианство и др.
Представители царской администрации, кстати, тоже признавали земельный фактор как одну из причин народных выступлений. К примеру, военный губернатор Туркестанского края А. Н. Куропаткин в своем рапорте Николаю II признавал, что у кыргызского населения отобраны огромные площади земель, крайне необходимых для его проживания.
В трудах историков обстоятельно освещено и тяжелое положение бежавших в Китай кыргызов: их грабили местные власти, они были вынуждены отдавать своих детей в чужие семьи, чтобы избавить их от голода, работали за чашку похлебки и кусок хлеба. Только победа советской власти создала необходимые условия для возвращения пострадавших из Китая. Этот вопрос тоже пока не изучен обстоятельно. Так, не совсем ясно, какими путями беженцы получали освобождение от китайских властей и на какие средства возвращались в родные края.
Известно, что после победы Октябрьской революции лидеры партии «Алаш» приложили немало усилий к решению этого вопроса. От имени партии к вождю Октябрьской революции В. И. Ленину с просьбой о содействии обратился И. Арабаев. В этом письме, осветив тяжелое положение кыргызов в Китае, а также действия китайских властей, препятствовавших их возвращению на родину, он просил создать специальную комиссию, наделенную особыми полномочиями, провести соответствующие дипломатические переговоры, выделить деньги, чтобы помочь беженцам и т. д. В. И. Ленин направил его письмо И. В. Сталину (или Каменскому). В результате 3 февраля 1920 года вопрос о возвращении беженцев-кыргызов рассмотрели на заседании исполкома Туркестана, в мае этого же года при ревкоме Семиреченской области создали «особый отдел», при Совнаркоме Туркестанской АССР - «особую комиссию», а также выделили 50 млн. рублей. Указанной комиссии (в ее работе участвовал И. Арабаев) дали следующие права: провести переговоры с китайскими властями, выплатить долги кыргызов и освободить от хозяев, содействовать их возвращению на родину, выделить продовольствие, оказать помощь для организации хозяйства, предоставив строительные материалы, орудия труда и т. д.
При этом нужно отметить следующий факт: царская власть, а затем и Временное правительство, которое возглавлял все тот же Керенский, планировала восстановить разрушенные в ходе восстания 1916 года хозяйства за счет кыргызов, а для этого захватить земли Чуйской долины и Иссык-Куля, вытеснив местных жителей в горные районы. Только победа Октябрьской революции помешала им осуществить свое намерение.
…При прямом участии И. Арабаева в апреле 1920 года, по сведениям особой комиссии, только в Семиречье вернулись около 300 тысяч кыргызов и казахов.
Толобек АБДЫРАХМАНОВ,
д. и. н. , профессор, ректор КГУ им. И. Арабаева.
Эгенберди МААНАЕВ,
д. и. н. , профессор КГУ им. И. Арабаева.
.Подробнее читайте на kabar.kg ...
Источник: kabar.kg | Рейтинг новостей: 104 |