ИАЦ "Кабар": Новый инцидент на границе - в чем смысл?

2016-3-20 19:37

18 марта в 07. 40 на неописанном участке кыргызско-узбекской границы, в местности Могол Ала-Букинского района, Узбекистан выставил по два бронетранспортера и "КамАЗа", а также военнослужащих.

Кыргызкая сторона была вынуждена в короткое время принять адекватные меры и выставить аналогичное количество пограничников и два БТР.

В тот же день по инициативе кыргызской стороны в местности Могол начались переговоры представителей пограничных ведомств Кыргызстана и Узбекистана. В тоже время узбекская сторона в одностороннем порядке полностью закрыла контрольно-пропускной пункт «Маданият-автодорожный». При этом, въезд для граждан Кыргызстана был закрыт, а на граждан третьих стран данный запрет не распространялся. Кыргызская сторона воздержалась от подобных ограничений на передвижение в отношении граждан соседнего государства.

По словам главы Пограничной службы КР Р. Дуйшембиева, Пограничная служба Узбекистана не стала называть официальных причин своих действий.

По линии представителей Погранслужб узбекской стороне было направлено заявление о том, что она, вопреки ранее достигнутым договоренностям, допустила заход военнослужащих на несогласованный участок государственной границы между двумя странами. В целях недопущения нагнетания обстановки кыргызской стороной было заявлено о необходимости сворачивания выставленных пограничных нарядов в местности Чаласарт.

В тот же день 18 марта Президент КР А. Атамбаев принял главу ГПС КР Р. Дуйшембиева, а 19 марта секретаря Совета обороны КР Т. Джумакадырова. На встречах были обсуждены вопросы, касающиеся обеспечения национальной безопасности, укрепления обороноспособности страны, а также состояния пограничных войск. Премьер-министр КР Т. Сариев также провел совещание с главами силовых структур по вопросам укрепления границ республики, где были также подняты вопросы укрепления границ и спорных участков.

После долгого молчания, Комитет по охране государственной границы СНБ Узбекистана распространил информацию, в которой было сказано, что Узбекистан усилил охрану границы с Кыргызстаном из-за подготовки к празднованию Нооруз.

«К охране была привлечена дополнительная бронетехника. При этом вся указанная военная техника находится на территории Узбекистана, а охрана участков госграницы осуществляется в соответствии с двусторонними договоренностями без заходов на неописанные участки», говорилось в заявлении пограничного ведомства РУ.

Между Кыргызстаном и Узбекистаном имеется соглашение, согласно которому ни одна из сторон не может входить на спорную территорию с военными и военной техникой. Кроме того, заявления узбекской стороны о том, что военная техника находится на территории Узбекистана противоречат реальному факту.

По словам акима Аксыйского районаДжалал-Абадской области Медета Айдаралиева, между Кыргызстаном и Узбекистаном имеется спорный участок - Чала-Сарт- площадью 38 га, через который проходит участок длиной 1,8 км по автотрассе Кербен - Ала-Бука. Как отметил аким района, узбекская сторона не имела права вводить военную технику на этом участке, поскольку со времен Советского Союза этот участок находится в пользовании Кыргызстана.

"Вообще имеется соглашение между двумя странами о том, что на спорную территорию, в данном случае на 1800 м автодороги, военным входить нельзя. Ни с нашей стороны, ни с их стороны. Но, узбеки нарушили этот протокол", - пояснил Р. Дуйшембиев.

Экс-начальник Главного штаба, первый заместитель председателя ГПС КР Кубаныч Сарыбаев также считает, что "нельзя поступать в одностороннем порядке, поскольку мы соседние страны и нужно искать общий язык".

По словам К. Сарыбаева, на самом деле, происходит некоторое ухудшение взаимоотношений между пограничниками двух стран, причем соседних государств.

«Первой начала узбекская сторона, потому что на неописанный участок они первыми вывели своих военнослужащих. По крайней мере, если они это делают, то им нужно было объяснить почему они это делают», - отметил К. Сарыбаев.

Как рассказал Сарыбаев, на неописанных участках, согласно практике, все наряды и сама система охраны границы производится совместно. Это делается для того, чтобы пресечь двоякое толкование нахождения на границе.

«По этому поводу было подписано много протоколов. В моей практике, условно говоря, это происходит впервые, чтобы узбекская сторона вводила свои силы в связи с празднованием Нооруза. Почему-то в другие годы этого не наблюдалось, а вот именно в этому году они решили пойти на такой шаг», - подметил К. Сарыбаев.

По словам экс-вице-премьер-министра КР Токона Мамытова, в 1938 году в данном отрезке земли был организован сельскохозяйственный артель «Берлик» и район назывался не Ак-Сыйский, а Караванский район.

«Этот участок принадлежал сельхозартелю «Берлик» Киргизской ССР. Потом в 1951 году сельхозартель «Берлик» был преобразован в «Ленинжол», который также входил в состав Караванского района Киргизской ССР. В 1961 году данный участок находился во владении колхоза им. Ленина, когда Караванский район назывался уже Ленинжольким районом. Примерно 50 га земли и около нескольких километров автодороги расположены именно там, где установили свои силы узбекские пограничники», - говорит генерал Т. Мамытов.

По его словам нельзя называть этот участок оспариваемый, поскольку там фактически проживают граждане Кыргызстана, которые живут и трудятся на этой земле.

«Данный участок лучше называть несогласованным участком, где должна проходить линия границы. В виду того, что на этом участке не уточнена линия прохождения границы, военным запрещено находится там», - подчеркивает Т. Мамытов.

Бывший вице-премьер упомянул признанную международным сообществом Резолюцию ООН, согласно которой на тех участках земли, где не определена или не согласована двумя сторонами граница, воинским подразделениям и военной технике находится запрещено.

Таким образом, одностороннее и затянувшееся молчание узбекской стороны может служить свидетельством обеспокоенности руководства соседнего государства по поводу возможных инцидентов на юге Кыргызстана.

«Примерно в начале марта, ближе к Ноорузу, узбекская сторона ежегодно перекрывала границу. Они уведомляли об этом за несколько дней и говорили о причинах планируемого установления повышенного контроля на границе. Мы, совместно с СНБ, пограничниками и МВД ездили туда и координировали действия. Но в этом году узбекская сторона в одностороннем порядке перекрыла границу, не уведомляя нас заранее», - сказал Т. Мамытов.

По мнению независимого эксперта Айбека Султангазиева, Ташкент мог ввести свою боевую технику и военнослужащих на спорный участок из-за опасений возможной нестабильности в Кыргызстане. «Не исключено, что Ташкент обеспокоен заявлениями оппозиции и поэтому мог предпринять превентивные меры, хотя общая обстановка в стране не дает поводов для такого решения», - считает А. Султангазиев.

Экс-начальник Главного штаба, первый заместитель председателя ГПС КР К. Сарыбаев также считает, что причина такого шага, по всей вероятности, кроется не в праздновании Нооруза, а в другом.

«Я лично не исключаю, что подобные слегка говоря провокационные действия, связаны с активностью нашей оппозиции. Именно в той области и в тех местах есть элементы того, что оппозиция пытается раскачать ситуацию, при этом заявляя, что их митинги мирные, но мы пока что еще не соприкасались с этим. И может быть так, что узбекская сторона имеет иного рода информацию. Если узбекские пограничники подходят таким образам к этому делу, то возможно они где-то ожидают провокации по нескольким причинам - в связи с возможной дестабилизацией обстановки или же ухудшением межнациональных отношений. То есть должна быть какая-то условная причина того, почему они так делают. Ведь нынешний Нооруз ничем не отличается от прежних,», - сказал К. Сарыбаев.

Эрмек Абдрисаев,

ИАЦ «Кабар»

.

Подробнее читайте на ...

участок сторона узбекская границы сарыбаев находится стороны кыргызстана