2017-11-27 14:28 |
Новый президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков 24 ноября приступил к выполнению своих обязанностей. В интервью ТАСС он рассказал о развитии сотрудничества республики с Россией, о вопросах обеспечения безопасности в Центральной Азии и возможности отправки киргизских военных в Сирию.
— Сооронбай Шарипович, вы смогли одержать победу на состоявшихся 15 октября президентских выборах, хотя соперники были очень серьезными. Если честно, вы рассчитывали, что сможете победить уже в первом туре?
— Знаете, я был уверен, что наш народ проявит свойственную ему мудрость и проголосует за преемственность и стабильность. И я не ошибся. Однако — вы все этому свидетели — борьба была конкурентной, где каждому кандидату были даны равные шансы на победу, так как выборы в Кыргызстане проходят на основе биометрических данных, что исключает фальсификацию итогов голосования и различных правонарушений.
В целях обеспечения равных условий всем кандидатам на должность президента я оставил свой пост премьер-министра перед выборами. Могу с уверенностью сказать, что борьба была честной, в духе конкуренции.
Конечно, я надеялся победить в первом туре. Благодаря президенту Алмазбеку Атамбаеву (экс-глава киргизского государства) и всему нашему народу мы имеем такую систему голосования, которая исключает всяческие нарушения и фальсификацию. А это, в свою очередь, обеспечивает стабильность и развитие нашего государства.
— Во время предвыборной кампании вы неоднократно заявляли, что намерены продолжить курс своего предшественника Алмазбека Атамбаева. В чем, на ваш взгляд, заключается этот курс?
— Да, я выражаю глубокую признательность президенту Атамбаеву за его бесценный вклад в развитие страны, за личное мужество и дальновидную политику в сложнейшие годы переходного периода. Наша задача — сохранить и приумножить все, что было достигнуто под руководством Алмазбека Шаршеновича, укреплять и продолжать все начатые реформы. Преемственность курса заложена в моей предвыборной платформе, народ проголосовал за нее.
Согласно этой платформе, передо мной стоят задачи закрепить устойчивость новой политической системы Кыргызской Республики, выступить гарантом нового этапа реформ национального возрождения. Обеспечить окончательный разгром коррупции и организованной преступности, продолжить работу по укреплению единства народа, патриотизма и возрождению культуры, сформировать новое отношение к экологии с учетом глобальных процессов и интересов страны. Защищать и продвигать национальные интересы Кыргызской Республики. Продолжить укрепление обороноспособности и национальной безопасности Кыргызстана.
— В современном мире практически все страны стараются консолидировать свои усилия в сфере экономики, политики или безопасности. Какие государства вы видите в этом плане основными партнерами Киргизии?
— Ситуация в мире с каждым годом усложняется, это связано с замедлением темпов роста мировой экономики, активизацией международного терроризма, религиозного экстремизма. Рост глобализации и развитие интеграционных процессов также вносят свои коррективы в характер межгосударственных отношений, они становятся взаимодополняемыми.
В этом плане Кыргызстан будет наращивать многоплановое сотрудничество со стратегическими и традиционными партнерами как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Если говорить конкретно, то мы намерены углублять союзнические отношения с Россией — основным стратегическим партнером Кыргызстана. Важным стратегическим и торгово-экономическим партнером остается и Китай. Кроме того, необходимо укреплять добрососедские и взаимовыгодные отношения со странами Центральной Азии на принципах взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга. Конечно же, мы продолжим развивать сотрудничество с европейскими партнерами, в частности в вопросах укрепления парламентаризма и реализации национальной программы цифровой трансформации "Таза Коом" ("Прозрачное общество").
— На протяжении уже нескольких месяцев на уровне экспертов ведутся разговоры о возможной отправке киргизских военных в Сирию в качестве военных полицейских. Как считает новый президент страны, возможно ли это?
— Как вам известно, возможность направления миротворческого контингента в Сирию рассматривалась на заседании Постоянного совета ОДКБ, однако на данном этапе этот вопрос не получил дальнейшего развития. Кыргызская Республика никаких приглашений ни от кого не получала и не ведет с какой-либо стороной переговоров по отправке наших военных в Сирию.
Хочу отметить, что для реализации данного вопроса необходимо единогласное решение всех государств — участников ОДКБ, получение положительной резолюции Совета Безопасности ООН, а главное — согласие Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики. Таким образом, решение вопроса по отправке наших военнослужащих в Сирию требует длительного времени и согласительных процедур.
В случае, если данный вопрос найдет свое продолжение, то он будет решаться строго исходя из наших национальных интересов и обеспечения безопасности Кыргызской Республики.
— Как считает большинство местных экспертов, в последнее время из-за обстановки в Афганистане значительно возросла угроза безопасности Киргизии. Насколько их мнение соответствует реальному положению дел?
— Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности в Афганистане, уровень исходящих оттуда угроз терроризма для государств Центрально-Азиатского региона остается высоким. Особую озабоченность вызывает активность действий религиозно-экстремистских группировок в северных провинциях Афганистана, в особенности вдоль границы с Таджикистаном и Туркменистаном.
При этом угроза ухудшения ситуации в данном направлении увеличивается в связи с возможным прибытием боевиков из зоны Ближневосточного конфликта. Наличие данных вызовов и угроз в первую очередь требует совершенствования совместной системы безопасности между государствами нашего региона. Необходимы согласованные и решительные действия против терроризма в глобальном и региональном масштабе.
— Недавно уровень внешнего долга республики превысил отметку $4 млрд. Обладает ли страна финансовыми возможностями для его обслуживания и не грозит ли ей в такой ситуации дефолт?
— На сегодняшний день государственный долг нашей страны является стабильным, и никаких рисков, связанных с его обслуживанием, не ожидается. Погашения по кредитам будут проводиться из республиканского бюджета, и необходимые ресурсы для этого имеются. Это также подтверждается анализом устойчивости долга республики, проведенным командой Международного валютного фонда, где отмечается, что уровень долга Кыргызстана все еще соответствует умеренному риску критической долговой ситуации.
Государственный долг, как ожидается, будет управляемым в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Таким образом, учитывая стабильную платежеспособность Кыргызской Республики по государственному внешнему долгу на средне- и долгосрочные периоды, банкротство стране не грозит.
— Большинство пользователей социальных сетей утверждают, что Жээнбеков является скромным, замкнутым и необщительным человеком. В то же время в октябре мы видели, как вы запросто вышли на сцену в Бишкеке и спели для нескольких тысяч человек "Я люблю тебя, жизнь". . . Так какой вы на самом деле?
— Наверное, о том, какой я человек, лучше всего рассказали бы мои близкие, друзья и коллеги — люди, которые хорошо меня знают. Да, возможно, я скромен, но не замкнут или необщителен. Может быть, произвожу такое первое впечатление. Но как вы сами убедились, я, как обычный человек, могу спеть, сыграть в волейбол или прокатиться на лошади.
Беседовал Вадим Нешкумай
.Подробнее читайте на kabar.kg ...