2018-2-9 13:49 |
Сооронбай Жээнбеков и Алмазбек Атамбаев. Фото пресс-службы президента Киргизии В четверг, 8 февраля, в Бишкеке прошло заседание Совета безопасности республики. Президент Сооронбай Жээнбеков обрушился с критикой на государственные органы, в чьи обязанности входит борьба с коррупцией и которые, по его мнению, сами погрязли в коррупции.
Его слова плохо соотносятся с заявлениями бывшего президента Алмазбека Атамбаева, который утверждал, что ситуацию с коррупцией в Кыргызстане удалось кардинально изменить. Некоторые эксперты рассматривают выступление нынешнего главы государства в качестве сигнала, что тот готов избавиться от контроля со стороны Атамбаева.
Так, президент Жээнбеков заявил, что масштабы коррупции в стране он расценивает как проблему, угрожающую национальной безопасности: «Борьба с коррупцией – задача, равнозначная отстаиванию нашей государственности и суверенитета… Сегодня мы рассмотрим работу прокуратуры, органов национальной безопасности, судебных, силовых органов. Это те органы, которые по долгу службы обязаны вести беспощадную борьбу с коррупцией. Однако, к сожалению, государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции».
Сооронбай Жээнбеков занял президентский пост 24 ноября прошлого года. Серьезнейшую поддержку в предвыборной гонке ему оказал тогдашний глава государства Алмазбек Атамбаев. Чтобы «продвинуть» Жээнбекова, Атамбаев даже пошел на открытую конфронтацию с соседним Казахстаном.
Когда Жээнбеков стал президентом, Атамбаев высказался о нем следующим образом. «При этой системе ни один президент не сможет стать драконом. Тот же Жээнбеков. . . уже не в том возрасте, чтобы меняться. Я знаю его более 20 лет. Он никогда не предавал народ, был честен. А если Жээнбеков намерен поменять свои взгляды, ему будет хуже. Система не та, люди не те, и он это знает».
Так или иначе, но за Жээнбековым прочно закрепился имидж «человека Атамбаева». Ключевые структуры в государстве, начиная от аппарата президента и ГКНБ и кончая Генпрокуратурой и Верховным судом, также курируют люди, связанные с прежним президентом. Казалось бы, между ними и новым президентом должны быть взаимопонимание и гармония.
Но именно эти структуры – в первую очередь силовые – неожиданно стали объектом критики Жээнбекова.
«В рейтинге Transparency international по восприятию коррупции Кыргызстан занял 136 место из 176 стран, – заявил президент. – Несмотря на позитивную динамику, наш международный рейтинг остается низким. Нашу позицию ухудшают, в основном, суды, правоохранительные и надзорные органы».
Президент также добавил, что, как показали опросы, коррупция и безработица стали проблемой, которые особенно тревожат общество, – таково мнение народа.
А ведь еще несколько месяцев назад его предшественник Атамбаев заявлял, «что непрерывная борьба с преступностью, в том числе с коррупцией, породила в обществе кардинально новые настроения – веру в силу закона и в справедливость».
Так в чем же дело? Изменилась ли так резко ситуация в государстве или у нынешнего президента обнаружились кардинальные расхождения с предыдущим лидером? Значит ли это, что следует ждать кардинальной изменения внутренней, а, может быть, и внешней политики? С этими вопросами «Фергана» обратилась к ряду кыргызстанских экспертов.
Вынужденная артподготовка
Алишер МамасалиевБывший депутат парламента и эксперт по госуправлению Алишер Мамасалиев считает, что критические выпады президента Жээнбекова в адрес силового блока и судебной системы – это отражение низкого уровня доверия населения к правоохранительной системе Кыргызстана.
– Я считаю, что это был вынужденный шаг главы государства. Сложившийся управленческий, организационный и кадровый кризис в силовом блоке бросает тень и на самого президента – ведь это его зона ответственности, – сказал Мамасалиев. – Я думаю, это серьезный сигнал, в первую очередь, в адрес руководства МВД, ГКНБ и Генеральной прокураторы. Не удивлюсь, если спустя какое-то время последуют кадровые перестановки. Совершенно очевидно, что рано или поздно президенту придется проявить самостоятельность, так что мы все сегодня находимся в режиме ожидания. Чтобы начать эффективно реализовывать свою политическую волю, главе государства, в первую очередь, нужно переформатировать структуры, находящиеся в его прямом подчинении: Совет безопасности, органы нацбезопасности, прокуратуру. И с этой точки зрения сегодняшняя риторика Жээнбекова вполне может оказаться «артподготовкой» к реализации предстоящего переформатирования.
Нурдин УрмамбетовМедиа-эксперт Нурдин Урманбетов уверен, что президент Жээнбеков определил свой стратегический курс еще в самом начале своего президентства, когда сделал ставку на активное сближение с основными внешнеполитическими партнерами.
– За столь короткий срок Жээнбеков успел встретиться и переговорить тет-а-тет с Путиным, Назарбаевым, Мирзиёевым и Рахмоном, – говорит Урманбетов. – Вероятнее всего, кыргызстанский президент, помимо протокольных рукопожатий, также заручился поддержкой своих коллег на личностном уровне.
Оценивая выступление Жээнбекова на заседании Совбеза, Урманбетов считает, что теперь президент должен сделать и следующий ход:
– Руководству страны приходится иметь дело с растущим недовольством населения. Недовольно оно, в первую очередь, непопулярными действиями правительства, которое не подготовилось должным образом к зимнему периоду. Не обрадовали людей и новости о повышении тарифов на электроэнергию. В целом у людей может сложиться впечатление, что за решениями официальных властей лежит коррупционная составляющая. Подтверждением этому служит предупреждение Жээнбекова всем, кто по долгу службы обязан бороться с этой самой коррупцией. Правда, до сегодняшнего дня президент не трогал кадры экс-президента Атамбаева, но суровость его выступления показывает, что третий шаг в «шахматной» партии не заставит себя долго ждать. Очень вероятно, что Жээнбеков намерен внедрять в политическую жизнь уже свои собственные правила игры.
Был и будет популистом
Нурбек ТоктакуновИзвестный в Кыргызстане юрист Нурбек Токтакунов согласен, что президентская критика силового блока имеет основания – особенно в той части, которая относится к прокуратуре.
– Однако меня беспокоит его заявление, что он будет пытаться «исправить» прокуратуру, – замечает Токтакунов. – Ее невозможно исправить в силу системного порока – совмещения в одном органе разнонаправленных функций. Прокуратура в ее нынешнем виде одновременно надзирает за законностью, поддерживает обвинение, а также занимается вопросами уголовного преследования. Проще говоря, орган надзирает сам за собой и сам решает, правомерны ли его действия. Любые попытки воспитать прокуратуру в таких условиях приведут только к еще большему развращению ее работников.
Токтакунов уверен, что исторический процесс заставит Жээнбекова выйти за пределы его кулуарных договоренностей с Атамбаевым.
– Надеюсь, нынешнее выступление президента – это только первая ласточка. Скоро они начнут говорить друг другу: «Мы так не договаривались». Для общества главное сейчас – не дать им снова о чем-то договориться за нашей спиной.
Ырысбек ОмурзаковЖурналист Ырысбек Омурзаков весьма эмоционально заявил, что Атамбаев «был, есть и будет популистом».
– Во время предвыборной гонки Атамбаев говорил, что «ставит» на Сооронбая Жээнбекова потому, что верит ему, и знает, что тот продолжит начатые Атамбаевым реформы. На деле же реформы Атамбаева заключались в том, что он назначал на все ключевые посты своих людей. И выбор он делал, исходя из личной преданности, а не из профессионализма. А сейчас мы видим, что даже в сельских советах сидят люди Атамбаева. Сегодня Жээнбеков сделал первый по-настоящему смелый шаг против Атамбаева: заявил об огромных проблемах в правоохранительных органах и обозначил свое стремление к реальной борьбе с коррупцией. Теперь вопрос в том, хватит ли решимости у Жээнбекова бороться с коррупционерами атамбаевского периода? Ведь если Жээнбеков начнет реальную борьбу с коррупцией и расследует причины трагедии 2010 года на юге страны, народ его поддержит. А для этого ему необходимо сменить руководителей силовых структур: Генерального прокурора, председателя ГКНБ и всех, кого он, согласно Конституции, должен назначать сам.
Улугбек Бабакулов
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...