2017-10-6 14:40 |
Директор по культурным, образовательным и научным проектам «Центра традиционных культур», руководитель Службы стратегического планирования ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин принял непосредственное участие в экспедиции, которая в течении двух месяцев изучала ситуацию в Кыргызстане.
О том, какие были получены результаты в ходе экспедиции, о предвыборной ситуации в стране, шансах кандидатов, а также какие перспективы можно ожидать от тандема Сооронбай Жээнбеков и Сапар Исаков он рассказал в интервью.
- Александр Дмитриевич, можно узнать об экспедиции, ее целях и кем она проводилась?
- Экспедиция, которую мы в течении двух месяцев провели в Кыргызстане называлась «Изучение традиционных и современных культур многонационального кыргызского народа»: исторических, народных, религиозных, народохозяйственных». То есть, мы уже в самой формулировке исследования заложили ряд своих убеждений. Первое, о чем сейчас надо говорит и это на самом деле соответствует реальности, не о абстрактном интернационализме, а о кыргызском народе, но многонациональном, включающем в себя другие народы Кыргызского государства. И второе убеждение, что культура не может быть оторвана от народного хозяйства современной жизни, что происходит в реальности.
Соответственно, мы в составе 5 исследователей из России и порядка 25-30 исследователей кыргызстанцев проехались по всей республике, пообщались с чиновниками министерского уровня, с руководителями районов, предприятий, сельских айыл окмоту, посмотрели все – школы, больницы, на то как живет народ.
Одна из задач, которая стояла перед нами – понять, что сейчас реально происходит в сфере государственного управления, в культуре, в широком смысле и наработать предложения по поводу того, что можно сделать в социальной сфере, в сфере образовании, здравоохранения, с пенсионерами, в промышленности с участием государственных структур и гражданского общества России.
Экспедиция проводилась на средства Т. Масадыкова, но никакого отношения она не имела к выборам. Перед нами стояла задача выявить то, как развиваться страна. И в силу того, что исследование не имело отношения к выборам, мы работали в тесной координации с госструктурами и в том числе с представителями других кандидатов.
В программе участвовало три структуры – Российский центр традиционных культур, Академия госуправления при президенте КР и Фонд поддержки культуры и искусства при Министерстве культуры, спорта и туризма КР.
Научный основной состав был кыргызским и организационная составляющая или мы работали в основном с Минкультуры, Минсельхоз и др. госорганами.
- Приходилось ли работать в рамках экспедиции по выборам?
- Естественно, говоря о жизни людей, выборы присутствовали везде. Начиная с того, что мы россияне и люди чаще всего в нас видели неких социологов, пиарщиков, связанных с выборами. Чаще всего наблюдалось негативное отношение к нам. В целом людей это волновало и при этом люди не разбираются в политической ситуации в Кыргызстане. Мы по выборам, неизбежно работали много.
Еще в июле-августе мы увидели отсутствие других кандидатов, кроме двоих, которые сейчас и на слуху. Это было видно еще в указанное время по тому, как об этом говорят люди. Я не беру прессу.
Второй момент — это то, что люди хотят идти на выборы, то есть явка будет высокой, независимо ни от каких административных ресурсов.
- Простите, перебью, а были ли в ходе экспедиции выявлены какие-либо признаки готовящейся революции?
- Мы увидели, что нет оснований для возможной кыргызской революции в случае непризнания итогов выборов той или иной стороной. Причина в том, что в самом Бишкеке обе политические группы, так или иначе, рассматривают, не готовятся, но рассматривают, как один из возможных вариантов непризнание итогов выборов, обвинения победившей стороны либо в махинациях, либо в применении административного ресурса с тем, чтобы возбудить народ. Такие случаи есть и это обсуждается.
Общаясь с людьми, я могу говорить очень ответственно, мы увидели, что нет такого риска. Потому, что государственные институты, силовые институты, они в последние 4 года стали очень здоровыми и государственная машина не позволит даже трепыхнуться в направлении антиконституционных дестабилизаций.
- А есть ли среди кандидатов, кто уже лидирует на данный момент?
- Вопреки распространенному мнению об административном ресурсе, кандидат в президенты Сооронбай Жээнбеков побеждает в чистую, даже если само государство будет свирепо смотреть, чтобы не применялся админресурс с небольшим отрывом. С небольшим отрывом в силу того, что немного непрофессионально работают его пиарщики, может быть у них меньший бюджет, я не берусь судить об этом. Но побеждает в чистую.
В России уже несколько лет и администрация президента и в целом высшие власти, Госдума и исполнительная власть свирепо смотрят, чтобы не было даже малейших накруток на выборах, потому что власть в себе уверенна. Когда власть в себе уверенна, ей не страшны маленькие цифры, ей надо знать реальность.
Вот в этом смысле, я хотел бы сказать, что кыргызская власть в себе уверенна. Потому, что если бы она не была в себе уверенна, она бы не поддержала такое масштабное и глубокое исследование общества, экономики государства. Нынешней власти интересно, что реально происходит, в каком состоянии государство и что можно сделать в сфере государственного управления.
Повторюсь, на сегодня выборы вчистую побеждает Сооронбай Жээнбеков. Тот маленький шанс, который нельзя скидывать со счетов, что победит Бабанов он не большой, но не нулевой. Мы не будем его сильно оценивать, но он сильно меньше.
- Что будет в том или ином случае?
- В случае победы С. Жээнбекова, конечно же будут возмущения, будут обращения с требованием где-то пересчитать или что-то там перепроверить, но попыток сплотить политические силы для похода против власти не будет. Причина в том, что в реальности мы видим феномен, которого не было за все годы независимости кыргызского государства. Во-первых, видим преемственность власти, не насильственную преемственность власти. А во-вторых, мы впервые видим, что уходящая и действующая власть в лице Атамбаева и Жээнбекова имеет общий взгляд на развитие республики.
Это чрезвычайно важный момент – тот ресурс доверия, которым пользуется Жээнбеков на юге, а выборы решают исключительно два региона Ошская и Джалал-Абадская области и Чуйская область – связан, во-первых, с его личными качествами. И это важно также для России, а не только для Кыргызстана.
Важно и спокойствие. Люди доверяют этому спокойствию и отождествляют Жээнбекова с Атамбаевым. Причина в том, что в регионах люди с сожалением говорят об уходе Атамбаева. На вопрос - почему? Они говорят, что при нем стало спокойно, их перестали дергать, и они считают, что Атамбаев человек честный и ответственный. И вот это доверие к Атамбаеву как к личности оно транслируется на Жээнбекова.
- А как считаете о союзе Жээнбеков-Исаков?
- В паре Жээнбеков и Исаков, он думаю, пришел на года на два и он не премьер перед выборами, а премьер на время после выборов. У них нарабатываются очень мощные наработки в социальной сфере, в обществе и в том смысле, что делать с экономикой и с государством.
Получается, что победа Жээнбекова, она будет в любом случае, даже если будут попытки воспрепятствовать, она открывает новый этап в жизни государства. Это этап, когда не дробятся на позиции на взгляды, а на этап, когда государство обретает ответственность. Вот весь народ, причем и люди бедные, даже больше чем люди среднего достатка, подчеркивают, что они доверяют Атамбаеву, но не государству. То есть в государстве не хватает ответственности.
Если почитать прессу Кыргызстана, то можно подумать, что всех больше всего заботит то, какие политики сплотятся вокруг двух кандидатов, и какова будет коррупция, кто, где, что наворовал. Вот в реальности вопрос коррупции не стоит у людей на первом или даже на втором. Зато на первом месте стоит вопрос отсутствия ответственности со стороны государства к себе и к людям, а также отсутствие справедливости. И они конкретно выражены.
С ними вот эта тройка лидеров - моральный и политический авторитет - Атамбаев, президент и воплощение государства - Жээнбеков, и реформатор – Исаков, как раз и смогут работать, это все конкретные вещи.
В команде же Бабанова ничего даже близко такого нет. При том, что интеллектуальные наработки высочайшие, очень высокие, не только в сфере экономики, но и в сфере изменения Конституционного устройства, изменения в обществе. Но это наработки за которыми нет вот таки ответственных лидеров. Это все держится на личной харизме, на высоком качестве команды Бабанова и на договорных отношениях с теми, кто встал рядом.
Посмотрите, Мадумаров, вставший рядом с Бабановым и Ата-Журтовцы, вставшие рядом с Жээнбековым вроде бы из одной команды и представляют южную часть страны, но очевидно же, что один умеет мыслить, говорить, крепко разбирается в политической ситуации, но за другими есть авторитет, есть реальная влияние на юге.
Мы даже видим в том, что на чью сторону становится, что проявление вот этих глубинных вещей обеспечивает впервые преемственность в республике. И если не сохранение прежнего курса, а сохранение прежних установок при совсем других по подходу государственному, социальному и общеэкономическому обустройству страны.
- А что это все для России?
- Для России это все представляет колоссально положительный момент. Потому, что как вы знаете нарастают некоторые недопонимания, иногда даже раздражения тем, что происходит в сфере российско-кыргызского сотрудничества и в деятельности экономических структур с российскими деньгами и прочее.
И вот то, что мы видим это и есть решение. И дело не в том, через чьи руки или какой банк проходят деньги, а мы видим, что то доверие, личное доверие, которое Владимир Путин испытывает к Алмазбеку Атамбаеву, оно представляет единственно реальную российскую позицию. В июле и сентябре мы видели всю глубину, и настоящее личное доверие нашего лидера к вашему.
Выборы должны быть честными, и доверие есть к Атамаеву. И то, что Жээнбеков и Исаков показывают, что республика будет сама ответственна за свое развитие, не будет искать помощи со стороны России и денег также говорит об этом.
- А что станет сдерживающим в попытке устроить бунт?
- Попыток бунта не будет, не только по тому, что команды которые сплотились вокруг двух кандидатов очень разные, но и потому, что О. Бабанов достаточно умный и ответственный человек. И в его команде люди высокой этики. Поэтому, чтобы не говорил Бабанов во время выступлений и по телевидению, что только он будет президентом, это нормально. Но в реальности он никогда не пойдет против своего народа. А идти против волеизъявления на выборах, это идти против своего народа.
То есть в данном случае этого не позволят силовые структуры. Потому что сейчас силовые структуры доверяют президентской власти.
То, что конституционная форма стала другой, мене президентской и более парламентской я считаю, что это маловажно вообще. Потому, что кыргызский народ внутренне очень демократичен, у кыргызов в принципе не возможно среднеазиатское падишахство. И от того, как называется форма правления не зависит ничего, власть там, где сидит основной лидер.
А поскольку сейчас получается такая устойчивая конструкция, где каждый занимается своим делом и друг другу доверяют – Жээнбеков с Исаковым доверяют Атамбаеву, Атамбаев и Жээнбеков доверяют тому, что делает в социальном устройстве и в экономике Исаков, и Исаков и Атамбаев буду доверять тому, что будет делать Жээнбеков в сфере государственного устройства. Потому что государственное устройство было и остается президентской прерогативой. Это очень здоровое, интересное и прекрасное вещь.
В целом подытожу, сейчас выборы покажут, во-первых, то, что мы сказали преемственность и готовность меняться и внутренние основания. И есть кому менять, есть хорошая конструкция в лице трех фигур, доверяющих друг другу и занимающие разные посты.
.Подробнее читайте на kabar.kg ...