2016-9-21 09:39 |
В период проведения 71-сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая в этом году проходит в городе Нью-Йорк (США), агентство «Кабар» побеседовало с постоянным представителем ПРООН в Кыргызстане Александром Аванесовым.
- Добрый день, Александр Николаевич. Спасибо большое, что согласились дать нам интервью. Итак, первый вопрос: Кыргызстан вступил в Организацию Объединенных Наций 2 марта 1992 года. Прошло практически 24 года. Как вы можете охарактеризовать сотрудничество КР с ООН?
- Действительно, прошло 24 года, как Кыргызстан вступил в ООН. Конечно, это произошло после обретения независимости. Пользуясь случаем, хочу сразу поздравить Кыргызстан с 25-летим со Дня независимости.
Как я могу охарактеризовать?! Я думаю, с первого дня взаимодействия мы пытались помочь Кыргызстану по разным направлениям в зависимости от тех приоритетов, которые стояли перед республикой.
На первом этапе это было становление независимого государства с учетом крайне больших сложностей, которые переживали все страны бывшего Советского союза. Это и в экономическом и в социальном направлении. Постепенно сотрудничество выходило все больше и больше с уровня гуманитарного взаимодействия и становления до уровня развития.
Хочу остановиться на последних 5 годах. По большому счету, потому что эта работа мне хорошо известна. На самом деле за все это время деятельность шла по плану. Каждое агентство ООН, их в Кыргызстане 21, имеет свою программу, она держится на приоритетах страны.
За последние 5 лет я бы выделил три основных момента:
- стабильность, миростроительство и межэтническое согласие;
- все, что связано с сокращением бедности и созданием условий, чтобы максимально обеспечить возможностями те слои населения, которые оказались в сложной ситуации;
- вопросы, связанные с экологией и адаптацией к изменениям климата и предотвращениям стихийных бедствий.
В целом за указанный период в различные программы было вложено порядка полумиллиарда долларов. По этим направлениям достигнуты конкретные результаты. И по итогам мы как раз проводим анализ и готовим новую программу.
Если сказать по первому вопросу, то мы думаем, что наша деятельность в области миростроительства и целая серия проектов, связанных с предотвращением конфликтных ситуаций, сделала свой вклад в стабилизацию. Последние 2-3 года практически не было протестных акций. Тогда как 2011, 2012, и частично 2013 годы запомнились такими событиями.
Что мы сделали?! Прежде всего, вели работу на местном уровне. Фокус был сделан на молодежь. Работа велась с женщинами и, конечно, в тех местах, где есть риск межэтнического несогласия или конфликта.
Мы провели анализ того, что, собственно, изменилось с начала проекта. Так вот, можно наблюдать, что в разы уменьшилось количество конфликтных ситуаций. Если взять 2013-16 года, то по разногласию с молодежью сокращение идет в несколько раз. В 2016 году было зафиксировано 6-7 случае, тогда как до этого было более 20. Это показатель.
Кроме того, работа проводилась по разным проектам, прежде всего, связанным с улучшением обслуживания населения. Очень многие конфликтные ситуации возникали именно из-за неспособности местных властей оказывать услуги. Элементарная выдача справок и т. д. Мы создали обслуживание одного окна, которое сразу сняло эту проблему.
Что же касается второго вопроса, то в этой отрасли мы усилили возможность населения прийти и посоветоваться. Были созданы обметенные палаты, давались советы, учитывались их пожелания и мы выслушивали их. Мы ищем возможность поддержать эти проекты дальше.
Очень важно также отметить, что наша организация продвинула идею толерантности мира и согласия в школах.
Еще один интересный момент. Мы смогли внедрить в медресе предмет по миростроительству. Во многих религиозных заведениях обучают, безусловно, только классическому исламу. Интересно было посмотреть и показать, как ислам способствует миру.
Большая работа была проведена по доступу населения к правосудию. Потому что это те факторы, которые ведут к конфликту. Кстати, мы обеспечили разбирательство дел для людей, в том числе небогатых. Всего дел около 300, в которых мы способствовали разрешению, таким образом, снизили конфликтную ситуацию. Около 170 споров были разрешены, причем, все они разные.
Большая работа в школах проводилась, в том числе, по вопросам многоязычия. Так, в 39 школах внедрили методику многоязычия. По этой методике дети получили возможность совершенствовать как свой язык, так и государственный.
Относительно вопросов сокращения бедности, то здесь большая работа была проведена по линии ООН, Всемирной продовольственной программы, ЮНИСЕФ и т. д.
Я хочу отметить программы, которые реализуются в регионах.
Это проект в Нарыне, который реализуется за счет России.
В Оше проект на 4 млн сомов, которому мы еще попробуем нарастить ресурсов. Его смысл ясный. Там идет сочетание трех компонентов. Первое, поддержка доходоприносящей деятельности на основе микрофинансирования, предоставления грантов, таким образом, помощи их хозяйствам. Также вопросы, связанные с поддержкой органов местной власти. Третье, подготовка сел к противостоянию стихийных бедствий.
Говоря о третьем важном пункте - сохранения экологии и предотвращения стихийных бедствий, то тут можно сказать много. К примеру, сохранение снежного барса, за которым стоит не только сохранение этого животного, но и всей экосистемы. Мы плотно работаем по созданию парка Хан-Тенгри.
Работа по предотвращению стихийных бедствий также включена в этот компонент. В этом направлении обеспечили Службы по ЧС различного рода оборудованием. Создана система оповещения экстренной ситуации - 112. Также идет поддержка пожарной охраны. Кроме того, большая работа ведется в школах, это по линии ЮНИСЕФ.
Здесь я также хотел бы отметить, что была проведена весомая работа с государственными структурами по проведению выборов с использованием современных технологий. Работа в этом направлении была связана с предоставлением оборудования, обучением избирательной комиссии, предотвращением конфликтов и т. д.
Больше внимание уделялось женщинам - кандидатам. Нам бы хотелось, чтобы в парламенте было столько женщин, сколько Кыргызстан обязался достичь.
- Не могли бы вы рассказать о повестке 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Какие злободневные вопросы будут подниматься в рамках сессии?
- Повестка на самом деле большая и широкая. В ней около 170 пунктов. По 10 разделам, которые включают в себя устойчивое развитие, безопасность, права человека, вопросы административные, социальные и т. д.
Начинается повестка с выбора президента Генассамблеи на год. Им стал премьер-министр Фиджи Питер Томсан.
Уже с 13 сентября Генассамблея работает, дебаты начнутся 21 числа. Основной темой является тема устойчивого развития.
- Как раз следующим вопросом является тема по устойчивому развитию. Расскажите, пожалуйста, Цели устойчивого развития и то, как они повлияют на жизнь обычных людей?
- Эта тема близка Кыргызстану, потому что в стране над этой тематикой работают много лет. В последние годы это вылилось в создание Совета по устойчивому развитию, который был открыт по инициативе президента.
Ранее было сформулировано и исполняется Нацстратегия устойчивого развития - НСУР - 17. Подводятся итоги и уже идет разработка программ выполнения этой стратегии и в повестке дня 2030 года. Сама повестка 2030 будет ориентирована на те 17 целей, в которой рассказывается о том, насколько необходимо сочетание экономического роста, социального и экологического развития, вопросов безопасности. Эти компоненты составляют условия устойчивого развития.
Иногда это может звучать слишком обще, но эти 17 целей имеют около 200 подцелей. И они уже конкретизируются. А дальше идут индикаторы, которые фактически будут оценивать сами себя. Хочу отметить очень важный момент. Эти цели сформулированы. Но каждая страна должна адаптировать их под себя. Кыргызстан выберет те цели, которые будут у него в приоритете. Я глубоко убежден, что цели, связанные с сокращением бедности, миростроения, безопасности и адаптации к изменению климата, будут выбраны. Перед Кыргызстаном стоят вопросы, которые связаны не только с климатом и экономическим ростом, но и вопросы здравоохранения, питания населения, развитие индустриальной базы.
Очевидно, что весь потенциал, который имеет Кыргызстан, используется не в полной мере. К примеру, сельское хозяйство, экспортный потенциал горнодобывающей промышленности, я не говорю уже о туризме. Если будет соответствующая инфраструктура, понимание, как можно использовать великолепную природу страны, такие мировые жемчужины, как озеро Иссык-Куль или Сары-Челек, то в республику можно привлечь большое количество туристов.
Беседовала Мехриниса Сулайманова
.Подробнее читайте на kabar.kg ...