2016-2-3 16:11 |
Этот вопрос, особенно сейчас в условиях мирового кризиса интересует многих людей. Интересен данный вопрос и потому, что в стране и за ее пределами было множество критиков, которые выражали свое недовольство по поводу данного шага.
Тем не менее, объективная реальность заключается в том, что решение о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС - это логичный и ожидаемый шаг, так как иные полюсы политической и экономической силы в регионе попросту отсутствуют.
Кроме того, присоединение к ЕАЭС - стало жизненно важной мерой для Кыргызстана, исходящей из реально сложившейся практики, а не шагом, который был сделан под давлением извне. Доказательством этого может служить тот факт, что на протяжении многих лет товарооборот с тремя странами Таможенного союза составляет около 44%, при этом экспорт равен 40%, а импорт - 47%.
По итогам 2013 года объём внешнеторгового оборота Кыргызстана со странами Таможенного Союза (ТС) составил 40,7%, в том числе в экспорте - 27,8% (с учетом золота), 44 % (без учета золота) и импорте - 44,9 %.
По итогам 2014 года, когда Кыргызстан еще не входил в состав ЕАЭС, удельный вес стран союза в общем товарообороте Кыргызстана составлял около 40%. Без учета золота во внешней торговле соседнего государства данный показатель достигает 43%. Взаимная торговля Кыргызстана со странами ЕАЭС в 2014 году составила 2 млрд. 968 млн. долларов.
По данным Государственной таможенной службы КР, внешнеторговый оборот с Россией в 2014 году составил 1 млрд. 964 млн. долларов или 26,7% от общего товарооборота Кыргызстана. За январь-июль 2015 года сумма товарооборота между странами составила 878 млн. долларов или 27,7%.
Казахстан также является одним из основных торгово-экономических партнеров Кыргызстана и по объему товарооборота и занимает второе место после России в торговых отношениях в ЕАЭС. Так, в 2014 году взаимная торговля составила 1 млрд. 56 млн. долларов, а во втором квартале 2015 года 377 млн. 605 тыс. долларов. Таким образом, если на долю Казахстана в 2014 году приходилось около 14% от общего товарооборота Кыргызстана, то ко второму полугодию показатель достиг 13,9%.
На этом фоне двусторонняя торговля между Бишкеком и Минском выглядит незначительной - всего 95 млн. долларов в 2014 году, а в период с января по май 2015 года товарооборот составил 23,6 млн. долларов.
Стоит отметить, что рынок Кыргызстана, по-прежнему остается ориентированным на торговлю с Россией и Казахстаном. 44% от всего объема импорта составляют товары, произведенные в странах ЕАЭС. Основные товары импорта в КР составляют в основном пшеница, рис, мука, подсолнечное масло, сахар, кондитерские изделия, металлопродукция, легковые и грузовые автомобили, лекарственные средства, а также нефтепродукты.
Основной экспортный потенциал Кыргызстана также связан с рынком ЕАЭС, куда направляется 37% от всего экспорта республики (без учета золота). В структуре экспорта из КР в страны ЕАЭС преобладают молочная продукция, продукты сельского хозяйства, овощи и фрукты, руды и концентраты драгоценных металлов, электроэнергия, хлопковое волокно, текстильная и швейная продукция и другие виды продукции.
Немаловажным фактором является трудовая миграция. По оценкам экспертов, в настоящее время за рубежом трудится более 1 миллиона граждан КР, то есть каждый четвертый житель страны. При этом 92% из них отправляются на работу в Россию, остальные - в Казахстан. Принимая во внимание тот факт, что на долю переводов мигрантов приходится порядка 30% ВВП государства, это обстоятельство тоже является объективным показателем выбора в пользу членства в ЕАЭС.
Учитывая все вышеперечисленные факторы можно только сказать, что, не вступив в ЕАЭС, Кыргызстан оказался бы в более худшем положении, нежели находится в настоящее время.
С чего все начиналось
С 1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Весной 2011 года Кыргызстан выразил желание присоединиться к данному объединению в перспективе.
В процессе долгих переговоров кыргызская сторона смогла отстоять интересы государства, которые так или иначе шли вразрез с интересами некоторых членов Таможенного союза. Однако, несмотря на нешуточную борьбу, 12 мая 2014 года правительство Кыргызстана одобрило новый проект «дорожной карты». Кыргызская сторона приняла на себя все риски и не отказалась от выполнения принятых ранее на себя обязательств.
Министерство экономики КР приложило усилия, чтобы были согласованы многие пункты в Соглашении по вступлению КР в ЕАЭС, а также республика смогла получить финансовую помощь для исполнения «дорожной карты».
«Мы говорили, что будут новые возможности, потому что открывается большой рынок. Но будет и конкуренция. Мы сейчас в этом направлении ведем работу, трудности, конечно, есть. Когда мы в августе вошли в союз, был пик кризиса, в России и Казахстане упали цены. Мы должны понимать, что это временные трудности, вместе мы их пройдем. И хотя фитосанитарные вопросы уже сняты, остаются вопросы по системе ветеринарного контроля. Недавно назначен новый руководитель в этой системе, перед ним поставили задачу в кратчайшие сроки выполнить все мероприятия дорожной карты, чтобы ветеринарные посты сняли», - заявил Т. Сариев.
12 августа вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Церемония по случаю отмены контроля на кыргызско-казахстанском участке границы состоялась утром 12 августа 2015 года. Ее открыли президенты двух стран Нурсултан Назарбаев и Алмазбек Атамбаев в режиме телемоста.
«С этого дня Кыргызстан сможет наравне с другими странами-участницами ЕАЭС свободно перемещать свои товары, услуги, капитал и рабочую силу. Это в свою очередь открывает для граждан, бизнесменов и мигрантов, работающих за рубежом, новые возможности и обеспечивает рядом послаблений. В ходе работы по присоединению Кыргызстана к ЕАЭС государственные органы приложили все усилия для защиты интересов страны», - сказал 10 августа Темир Сариев.
По этому поводу, президент республики Алмазбек Атамбаев заявил: «Со вступлением в Евразийский экономический союз у нас во многом снимается острота вопросов продовольственной безопасности. Уже не надо будет, как в прошлые годы, переживать о том, хватит ли у нас своей пшеницы, сможем ли мы завести зерно в страну, будет ли хлеб на столе наших граждан. Но успокаиваться на этом нельзя. Аграрный сектор требует гораздо большего внимания и заботы, чем уделяется сегодня. Также необходимо наладить систему качественного ветеринарного и фитосанитарного обслуживания».
Если бы не вступили, то ….
Во-первых, не было бы возможности говорить о том, что объем таможенных поступлений в бюджет республики увеличится в результате присоединения к Единому экономическому пространству. Согласно Договору о присоединении Кыргызстан получил 1,9% от общей суммы таможенных поступлений в рамках экономического союза.
По данным Таможенной службы КР, прогноз поступления таможенных платежей на 1-полугодие 2015 года установлен в размере 16 млрд. 798,8 млн. сом, фактически таможенная служба обеспечила поступление в бюджет на сумму 16 млрд. 806,6 млн. сом, исполнение прогноза составило 100% или собрано на 7,8 млн. сом больше.
В сравнении с аналогичным периодом 2014 года, поступление увеличилось на 245,1 млн. сом или темп роста составил 1,5%.
Во-вторых, либерализация процессов трудовой миграции и упрощение режима пребывания трудовых мигрантов так и осталась бы на бумаге. С вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз мигранты получили право свободно работать на территории России, Казахстана, Беларуси и Армении. Другими словами, мигранты из КР могут без каких-либо опасений работать в этих странах без получения разрешения на работу или приобретения патента.
В договоре о ЕАЭС предусматривается свободное перемещение трудовой силы и гражданам стран-членов предоставляется право работать в любом государстве без специального разрешения.
«Отныне граждане Кыргызстана смогут работать в странах ЕАЭС без каких-либо квот. Кроме того, им не нужно сдавать экзамены по русскому языку, истории и законодательству. Раньше в каждой стране были свои экзамены. Наши граждане теперь смогут устраиваться на работу без разрешения и патента. Кроме того, внутри ЕАЭС будут признаваться дипломы всех кыргызстанских вузов. Каждому гражданину по месту работы будет начисляться трудовой стаж, обеспечена социальная защита. Однако для этого между работодателем и мигрантом должен быть заключен трудовой договор», - заявил заместитель Министерства труда, миграции и молодежи Алмаз Асанбаев в августе 2015 года.
Для наших соседей пикантность ситуации заключается в том, что, начиная с 1 января 2015 года, Россия ужесточила миграционное законодательство и теперь для получения патента на работу на российской территории необходимо сдавать специальные экзамены по русскому языку и по истории России. Вдобавок была увеличена пошлина за оформление документов в Федеральной миграционной службе с 1,2 тысячи рублей до 4 тысяч. Также мигранты обязуются проходить медицинское обследование и покупать медстраховку. Естественно, эти нововведения заметно усложнили легальное трудоустройство для трудовых мигрантов соседних стран.
«Положительным моментом, безусловно, стали сделанные находящимся в России и Казахстане послабления трудовым мигрантам из нашей страны», - глава комитета по международным делам ЖК КР Каныбек Иманалиев.
В-третьих, сильная зависимость от нефти и нефтепродуктов, которые поставляются из России. Кыргызстану пришлось бы покупать у России нефтепродукты задорого, а ситуация в стране привела бы к очередной революции, поскольку цены на нефтепродукты непременно повлияли бы на цены на другие товары и продукты.
В апреле 2014 года во время рабочего визита в Таласскую область президент А. Атамбаев заявил, что «в случае невступления в Таможенный союз, стоимость бензина повысится в два раза».
Также в пример можно привести Армению, где из-за повышения цен российского «Газпром» население вышло на улицы. Более того, по мнению экспертов, одной из причин революции в Кыргызстане в 2010 году послужило введение российской стороной пошлин на экспорт ГСМ в КР.
В-четвертых, ситуация в сфере приграничной торговли с Казахстаном оставалась бы тяжелой. По данным экспертов, после вступления Казахстана в Таможенный союз произошло сокращение экспортных потоков из Кыргызстана в страны объединения. В 2011 году экспорт из КР снизился на 18,6%, в 2012 году, несмотря на рост экспорта на 9,2%, республике не удалось достичь уровня 2010 года. В 2013 году также наблюдалось снижение экспорта в страны ТС на 10,1%. По данным Азиатского банка развития (АБР), в 2014 году по сравнению с 2013 годом экспорт сократился на 8,3%. Это произошло за счет сокращения экспорта овощей и фруктов, одежды, животных, цемента, а также за снижения объемов реэкспорта. По данным представителей банка, в указанный период также наблюдалось снижение импорта грузов, поставляемых на рынки «Кара-Суу» и «Дордой».
По данным казахстанских источников, «челночная торговля» в Кыргызстане сократилась на 12%, а обороты рынка «Дордой» снизились на 70-80%. Как поясняют казахстанские специалисты, учитывая тот факт, что более 80% товаров, завозимых в КР, реэкспортируются в Казахстан и Россию, указанные выше цифры кажутся правдоподобными.
В-пятых, швейная отрасль не имела бы перспектив. После вступления в силу технических регламентов ТС возможности швейной отрасли Кыргызстана утратились. В результате 66% экспортеров швейной продукции столкнулись со значительным сокращением торговли со странами ТС. Снижение коснулось, в том числе, экспортных поставок сельскохозяйственной продукции.
Наряду с этим затруднилось прохождение товаров на казахстанско-кыргызской границе. По данным АБР, ужесточения таможенного досмотра на границе с Казахстаном увеличило время прохождения машин с грузами с 8,6 часов в 2011 году до 21,5 часа в 2012 году. Со своей стороны, это могло послужить поводом для изоляции от основных торговых партнеров.
На ежегодной пресс-конференции по итогам года глава государства отметил: «Жизнь показывает, что мы сделали правильный выбор. Нас приняли в союз на наших условиях с сохранением преференций. Это для нас большой плюс. Мы вошли в круг стран, где ВВП на душу населения в десятки раз выше. Это автоматически заставит нас подтянуться, грамотно конкурировать, применять новые технологии. Если бы не вошли, возможно, уже были бы в экономической блокаде».
И наконец, один из не менее важных моментов заключается в том, что членство в ЕАЭС не явилось бы для Кыргызстана действенным инструментом в вопросе реализации стратегии экономического развития. Для этого Кыргызстан прикладывает усилия в вопросе проведения структурных реформ и модернизации экономики, планирует сблизить уровень развития страны с остальными членами ЕАЭС, а также пытается координировать политику в области развития промышленности в рамках союза. Со своей стороны, полученные в рамках интеграционного объединения инвестиции должны в последующем повысить конкурентоспособность текстильной и сельскохозяйственной отраслей государства, которые имеют наибольший экспортный потенциал.
Как и говорилось выше, есть и другие положительные стороны от вступления в ЕАЭС, но эффект которых будет достигнут лишь по истечению определенного времени. И если бы не вступили в ЕАЭС, то положение государства было бы тяжелым, что непременно отразилось бы на качестве жизни населения.
Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»
.Подробнее читайте на kabar.kg ...
Источник: kabar.kg | Рейтинг новостей: 140 |