2017-7-28 17:09 |
«Фергана» совместно с Deutsche Welle продолжает проект «Мигрант в России. Среда обитания», посвященный выходцам из Центральной Азии, живущим и работающим в России. Очередной портрет – Жаныса из киргизского Канта.
* * *
Жаныс (имя изменено) не попадает под усредненный тип сегодняшнего трудового мигранта в Москве – человека относительно молодого, который приехал на заработки на место, найденное и уже обжитое старшими (родителями, дядями или братьями), или готового на любую работу и ищущего ради нее связи в среде «своих». Жанысу – 61, он не киргиз, не таджик, не узбек. Он уйгур из киргизского Канта. И к работе в Москве, устроившись пока официантом в кафе, только присматривается.
Пенсия в Киргизии и другие перспективы
Жаныс говорит на богатом русском языке с едва заметным акцентом, что неудивительно: его жена – белоруска, чьи родители еще в 1930-е годы приехали в советскую Киргизию преподавать. Там и похоронены. Жена (она называет супруга Женей) не хочет с ним в Россию, она осталась в Бишкеке, ближе к могилам родителей, хотя сын в Москве уже четыре года и получил престижное место администратора в кафе национальной русской кухни в хорошем, живом месте у большого гостиничного комплекса.
По словам Жаныса, сын не искал никаких связей среди киргизов, уже устроившихся в столице, а принят был на работу в обычном порядке, по объявлению. Теперь отец приехал к нему на три месяца подработать и осмотреться – перспектив в Киргизии мало, а пенсия (она скоро, через два года) сулит ему немного, поскольку со стажем проблемы – редко где ему доводилось долго работать на одном месте. «Я пока не интересовался, сколько в итоге выйдет», - без особого интереса сообщил Жаныс.
Воспоминание о «Праге»
Зато с гордостью рассказал, что всю жизнь – в ресторанном деле. И еще успел поработать в советские времена в «Интуристе» в Бишкеке и, главное, пусть недолго, но в ресторане «Прага», что в Москве на Арбате. «Я тогда влюбился в Москву», - признался официант кафе. «На ВДНХ побываешь, и сразу ностальгия по тем временам. Но каждое время живет по-своему, времена не выбирают, в них живут и умирают», - улыбается он.
Советский период Жаныс вспоминает со сдержанной теплотой. Подчеркивает, что Киргизии от СССР досталось хорошее образование, порой даже лучшее, чем в республиках, не относящихся к тогдашней Средней Азии. И уж намного лучшее, чем в Киргизии сейчас. Объясняет это Жаныс наличием общего мировоззрения и тем, что в советские времена в регион ехали из России работать и жить хорошие специалисты-энтузиасты.
В семье у него всегда первым языком был русский, и, по словам собеседника DW, во многих уйгурских семьях в Бишкеке тоже старались говорить по-русски. Поэтому сыну и его дочкам просто общаться теперь в Москве. Старшая внучка Жаныса учится в первом классе, школа районная, рядом с домом.
На вопрос о том, нет ли у нее проблем с одноклассниками или во дворе из-за того, что она киргизка, Жаныс уверенно отвечает, что, наоборот, спрашивают, интересуются, как-то поддерживают: «Может быть, из-за того, что мы в меньшинстве, отношение в общем уважительное». О проявлениях национализма в Москве он слышал, но считает, что инциденты имеют бытовую подоплеку и являются не правилом, а исключением. Сам Жаныс и в Бишкеке, и в Москве смотрит российское ТВ. А сын и внучки – включая младшую, трехлетнюю – в основном сидят в интернете.
Каждая кухня вкусна дома
Контактов с уйгурами или с киргизами в Москве Жаныс не искал, хотя слышал, что тут есть пара кафе с уйгурской кухней. «Сложно на чужом месте делать свою кухню, специи все равно другие. Тот же лагман, те же манты приготовь, а вкус не тот, пусть продукты самые лучшие – каждая кухня вкусна дома, на месте», - говоря об этом, Жаныс заметно оживился, даже сел за стол, хотя это не в правилах официантов кафе.
Кстати, огромный гостиничный комплекс, что в двух шагах, в основном заполнен туристами из Китая. Они узнают уйгура? Интересуются? «Может быть, узнают, но не интересуются. Тут в основном туристы с юга и из центральной части Китая, а у них с уйгурами отношения не очень», - отвечает Жаныс. Сам он не только в Китае, но вообще за границей, кроме России, не бывал: «Возможности определяют интерес. Когда нет возможности посмотреть мир, сильно не мечтаешь об этом».
Еще одно отличие Жаныса от среднестатистического трудового мигранта из Центральной Азии - он свободно и охотно говорит о политике. И о киргизской, и о российской. Например, во вступлении Киргизии в ЕАЭС видит плюсы: «Кому нужна изоляция? Может, кому-то от этого стало хуже, но нам – лучше. И работать в России нам проще». При этом сын Жаныса гражданства России не получил и раз в год выезжает за ее пределы, чтобы получить новую регистрацию.
Женщины-уйгурки на вечере уйгурского народа в Москве
О революциях и игровых автоматах
Сам Жаныс тоже пока о российском паспорте не думает, зато задумывается о том, что если в России начнется нестабильность, плохо будет от этого и в Киргизии. «Нас тревожит брожение народа, мы знаем, как это бывает. Это хорошо для людей, которые не пережили, как мы, две революции и межнациональные волнения. Конечно, мы за свободу слова и против коррупции, но в начале 1990-х у нас тоже была такая волна, а потом свергли одного президента, затем второго. Я и в 2005-м, и в 2010-м был в Бишкеке», - вспоминает Жаныс.
«Революции происходили в пределах одной площади, а безумная толпа громила магазины, словно не понимая, что завтра им надо чем-то питаться. И вот что удивительно – магазин типа "Пятерочки" был полностью разграблен, а игровые автоматы, которые возле него, даже не тронуты. Значит, кто-то толпу исподволь направлял? Так что теперь, когда я увидел, к чему это привело, я задумываюсь, а что мне важнее. Особенно после межнациональной розни и погромов на юге [столкновения между этническими киргизами и узбеками в Оше и Джалал-Абаде летом 2010 года]», - продолжает собеседник.
«Я понимаю Навального, но знаю, к чему это может привести», - хочет завершить разговор о политике Жаныс. А будет ли он голосовать на президентских выборах в Киргизии? Выясняется, что собеседник не в курсе, что их перенесли с ноября на октябрь нынешнего года, но уверенно отвечает, что голосовать будет.
«Безразличие к выборам - это безразличие ко всему. Мы видели, как дети подводили прошлых президентов, и из казны уходили миллиарды, а те [кто вывел средства] хорошо живут в Лондоне. Конечно, буду голосовать», - уверен Жаныс.
На предложение сфотографироваться он ответил вежливым отказом: «Я это не приветствую». А на вопрос о том, связано ли это с опытом, приобретенным еще во времена работы в «Интуристе», отреагировал так: «Я человек неглупый. Вы из Германии, и я понимаю, к чему эти вопросы о политике».
Хотите получать новости и аналитику на экран смартфона? Подпишитесь на наши каналы в Telegram: DW Центральная Азия и «Фергана. Ру».
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...