Роль Кыргызско-российского фонда развития в экономике страны

2016-4-1 15:44

Финансовый и инвестиционный аналитик Нурбек Элебаев рассказывает о роли Кыргызско-российского фонда развития (РФКР) в экономике страны и делится своими предложениями и рекомендациями по активизации деятельности фонда.

В 2014 году в истории нашей страны произошли очень важные события. После присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях содействия экономическому сотрудничеству между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, эффективному использованию возможностей, обусловленных участием Сторон в евразийской экономической интеграции был учрежден Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР) с уставным капиталом в размере 500 млн. долларов США, формируемым российской стороной. Таким образом, в Кыргызстане при поддержке нашего стратегического партнера сформировался суверенный фонд благосостояния, который призван сыграть роль базисного финансового института социально-экономического развития страны.

В мировой практике официальные названия такого рода фондов бывают разные, но наиболее распространенными в зависимости от целей являются стабилизационные фонды, создаваемые для поддержки бюджета и сглаживания резких колебаний цен на сырье (нефть, газ и др. ), сберегательные фонды или фонды будущих поколений для формирования диверсифицированного портфеля активов и справедливого их распределения во времени, национальные и государственные пенсионные резервные фонды, государственные инвестиционные корпорации, получающие доходы за счет более рисковых инвестиций и фонды развития, создаваемые для долгосрочного инвестирования социально-экономических проектов.

Примечательно, что среди фондов развития наиболее яркими образцами для нас являются Европейский фонд развития (European Development Fund), Северный фонд развития (Nordic Development Fund) и Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Первые два важны тем, что они созданы и действуют как международные организации, также как и РКФР, а казахстанский фонд тем, что проводимая им политика может быть весьма полезной для нашей страны, решающей почти те же задачи. Европейский фонд развития образован из взносов стран-участниц и предназначен для осуществления безвозвратного финансирования присоединившихся «ассоциированных» стран, к которым в силу их особых экономических связей со странами ЕЭС в 1969 применялся таможенный режим, действующий в ЕЭС. Взносы стран выражаются в следующих долях (в %): Германия и Франция - по 34, Италия-12, Бельгия и Нидерланды - по 9, Люксембург- 2. Средства фонда используются для проведения исследований в целях развития экономики и ее диверсификации, для финансирования проектов национального значения и инфраструктуры (дороги, аэропорты, связь и т. п. ), а также на техническую помощь. За последний период пятилетней деятельности по 2007 год фондом было выделено более 23,4 млрд. евро. Начиная с 2008 года финансовая помощь, оказываемая фондом ассоциированным странам включается в общий бюджет ЕС. Северный фонд развития создан Данией, Исландией, Финляндией, Норвегией и Швецией, то есть северными нордическими странами в 1989 году с зарегистрированным капиталом в размере 1,0 млрд. евро. За период 1989-2008 годов фондом были выделены 188 кредитов странам с низким доходом на условиях концессии. Согласно новому мандату, начиная с 2009 года фонд будет финансировать проекты развития и изменения климата.

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для нас может быть полезным в части реализации стратегических направлений по стабилизации экономики и финансовой системы, поддержке малого бизнеса, продолжении незавершенного строительства жилья, рефинансированию ипотечных долгов, реализации крупных индустриальных и инфраструктурных проектов, модернизации экономики.

С момента создания РКФР прошло более года, но он пока еще не заработал в полную силу. Этому есть, как объективные, так и субъективные причины. Вместе с тем, если учитывать организационный период, то многое было сделано. Своевременно были подготовлены и приняты все необходимые для работы фонда нормативные документы. Определены первостепенные приоритетные направления работы и налажены вопросы льготного кредитования малого и среднего бизнеса через банки-партнеры. На сегодняшний день трем банкам -партнерам (РСК Банк, Айыл Банк и KICB) выделено на эти цели 2,25 млрд. сомов. Проведен тендер среди строительных компаний на строительство жилья эконом-класса и определен проект-победитель, а также начат прием заявок на строительство. Также была начата работа по финансированию крупных проектов, таких как реконструкция Международного аэропорта «Иссык-Куль» и строительство трикотажной фабрики. Учитывая затяжной характер организационного периода свободные средства были размещены в банки и в российские ценные бумаги. Вместе с тем, в последнее время деятельность фонда была подвергнута острой критике руководства страны, парламентариев и средств массовой информации. Все проявляли недовольство работой фонда, что привело к смене его руководства. На замену Нурсулу Ахметовой главой фонда был назначен экс-мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов.

В этой связи сразу хочу подчеркнуть основную цель данной статьи, которая направлена не на то, чтобы давать оценку, как сработал фонд за прошедший период, хорошо или плохо, что сделал или сделал не так. Моя цель состоит в том, чтобы совместно проанализировать процесс, поделиться с государственными управленцами, новым руководством фонда и экспертами по этим вопросам своими соображениями и совместно найти те ответы, которые помогли бы более правильно построить его работу и не только более эффективно и рачительно распоряжаться средствами фонда, но и достичь цели, и выполнить поставленные перед ним задачи.

В своей стартовой деятельности в отсутствие качественно подготовленных инвестиционных проектов фонд вполне обоснованно определил своим приоритетом поддержку малого и среднего бизнеса в получении средне- и долгосрочных кредитов на приемлемых финансовых условиях по ставкам ниже среднерыночных. Вместе с тем, работа по отбору самоокупаемых проектов в приоритетных секторах экономики в соответствии с установленными регламентами и процедурами фонда серьезно притормаживалась. При этом проекты не были направлены на увеличение экспортного потенциала и успешную адаптацию страны к условиям евразийской интеграции. Учитывая это, а также принимая во внимание критику, что требования и условия кредитования установлены очень строгие и трудно выполнимые, фонд пошел на нововведения и в феврале принял решение по снижению требований. Минимальная сумма проекта для финансирования была снижена с 3 млн. долларов до 1,5. Доля собственного взноса заявителей с 20 до 15 процентов от стоимости проекта. Сроки кредитования увеличены для крупных инфраструктурных проектов до 15 лет, для проектов в сфере сельского хозяйства и промышленности - до 10 лет и для прочих проектов - до 7 лет.

Принятые фондом решения бесспорно были направлены на встречу заемщикам, но насколько они являются оправданными для риск менеджмента с учетом всего спектра инвестиционных проектов остается под вопросом. Например, проекты в сумме 1,0 млн. долларов для среднего и малого бизнеса являются крупными, но они уже не попадают для рассмотрения. Поэтому такого рода требования и условия должны быть также ранжированы в зависимости от суммы кредитования. Должны быть отдельно требования к крупным проектам, к средним проектам и малым проектам. При этом риски между фондом и кредитополучателем должны быть также распределены в зависимости от суммы кредитования. Требования и условия инвестирования должны быть более строгими с увеличением объемов и сроков возврата. Для малого бизнеса требования должны быть проще и понятнее.

Особого обсуждения требует тема повышения качества представляемых инвестиционных проектов для финансирования. Фонд не должен ссылаться на низкий их уровень, в этом вопросе фонд должен доводить проекты до требований и озадачиться партнерством в этом направлении с теми консалтинговыми и инвестиционными компаниями, которые могут быть привлечены для доработки представленных в фонд проектов за счет заявителей. При этом перечень таких компаний, также как оценщиков должен быть утвержден решением фонда.

На сегодняшний день фонд практически не проводит в жизнь свою политику по участию в капитале хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и ведущих свою деятельность в стране. В обычных условиях это позволит компаниям реализовывать стратегии на ускоренное развитие. В условиях кризиса оказание помощи в выходе из усложнившейся ситуации нашим крупным стратегическим предприятиям было бы очень важной мерой повышения их финансовой устойчивости. При этом при выправлении ситуации приобретенные акции и доли могут быть проданы либо основным собственникам, либо инвесторам на фондовом рынке. Таким же образом, могла проводиться целевая работа по повышению уровня корпоративного управления, приватизация госкомпаний или передача их в руки управляющих компаний. Также фонд для оказания финансовой помощи мог приобретать размещаемые на бирже корпоративные облигации таких предприятий.

По примеру Казахстана фонду можно было направить свою точечную финансовую помощь на выход из кризиса предприятий строительной отрасли. Нужно провести анализ каждой строительной компании и оказать финансирование тем, кто сможет на предложенных фондом условиях завершить строительство и сдачу объектов. При этом эта поддержка окажет благоприятное влияние на банковскую сферу, пострадавшую от неплатежей из-за кризиса в строительстве.

Фонд как институт развития должен более активно участвовать в развитии финансового сектора страны, выдавая им льготные кредиты для внедрения новых видов финансовых услуг и продуктов. Развитие финансовых услуг и появление новых продуктов особенно важно для средних и небольших банков, страховых компаний. В целом это бы повышало уровень сервиса на финансовом рынке и в большей степени удовлетворяло потребности населения в его услугах.

Ну и самым важным в развитии деятельности фонда является то, чтобы фонд выполнял роль катализатора в привлечении частных и международных инвесторов для реализации крупных стратегических проектов в нашей стране. Координация этой работы и непосредственное участие в финансировании со стороны фонда будут очень показательными и привлекательными для инвесторов.

В своей небольшой статье я затронул лишь основные вопросы развития деятельности фонда, которые могли бы усилить его влияние на экономику страны. Уверен, что многим профессиональным специалистам в этой сфере деятельности есть, что сказать и посоветовать руководству фонда, которое конечно же сегодня этим озабочено. Поэтому приглашаю всех к продолжению заинтересованного разговора, результатом которого могут стать вполне полезные предложения и рекомендации, которые фонд мог бы взять на вооружение для ускоренного развития своей деятельности.

.

Подробнее читайте на ...

фонд фонда развития justify text-align проектов страны деятельности

Бизнес из РФ может получить кредит Фонда развития при открытии производства в Киргизии

Бишкек, 1 марта /Кабар/. Зарубежные предприниматели, в том числе российские, смогут рассчитывать на финансирование со стороны Российско-киргизского фонда развития только рамках проектов, осуществляемых в Киргизии, заявила в понедельник председатель правления РКФР Нурсулу Ахметова. kabar.kg »

2016-03-01 14:57

Руководство РКФР отправилось на юг страны с целью встретиться с руководителями госорганов, МСУ и предпринимателями

Бишкек, 2 февраля /Кабар/. Руководство Российско-Кыргызского Фонда развития (РКФР) отправилось на юг страны с целью встретиться с руководителями госорганов, МСУ и предпринимателями, сообщили в Фонде. kabar.kg »

2016-02-02 09:30