2016-8-16 16:02 |
"Восточное" направление внешней политики Кыргызской Республики Ссылки по: Roland Rich, Recognition of States: The Collapse of Yugoslavia and the Soviet Union, 1993 (http://ejil.
oxfordjournals. org/)
1991 год вошел в историю нашего народа поистине судьбоносным годом, поскольку был дан старт лавинообразному признанию Кыргызстана в следующем, 1992-м, году в качестве полноправного, суверенного и независимого субъекта международного права.
Первой страной на "восточном" направлении внешней политики нашего государства, признавшей независимость Кыргызстана на излете того года, стала далекая для нас Австралия, которая сделала это 26 декабря 1991г. решением правительства страны.
Сейчас, наверное, трудно представить все сложности и перипетии процесса принятия решения по такому вопросу как признание субъектом международного права вновь образованного государства, поскольку тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов, несмотря на начавшиеся общественно-политические процессы в СССР в виде "гласности", "перестройки", "нового мышления" все казалось незыблемым. Мало кто предполагал, что в один момент может произойти нечто непредсказуемое, рухнет целый мир и все станет меняться с калейдоскопической быстротой…
За последние четверть века семья Организации Объединенных Наций пополнилась на 34 государства, включая и Кыргызстан, а общее количество государств-членов по состоянию на сегодняшний день составляет 193. Расширение ООН шло волнообразно. Так, если в момент основания Организации в 1945 году насчитывалось 51 государство-член, то к 1950 году численность возросла до 60-ти, а между 1950 и 1975 годом, т. е. за 25 лет, число практически утроилось и достигло 144. С 1976 по 1990 гг. число членов ООН увеличилось всего на 15.
Думается, будет небезынтересной для читателей аргументация, которая была использована Австралией при принятии такого важного решения в отношении нашей страны как акт политического признания Кыргызстана субъектом международного права. Здесь я хотел бы воспользоваться материалом к симпозиуму 1993 года по вопросу признания государств, подготовленному Роландом Ричем, гражданином Австралии, который в то время являлся руководителем секции Центральной Европы в Министерстве иностранных дел и торговли Австралии (Roland Rich, Recognition of States: The Collapse of Yugoslavia and the Soviet Union, 1993 (http://ejil. oxfordjournals. org/).
Думается, читателю будет интересно ознакомиться, какими доводами руководствовалось политическое руководство Австралии при принятии решения о признании субъектом международного права того или иного государства.
По Р. Ричу, страны Запада, накануне и сразу же после распада СССР, не рассматривали как единое целое входившие в состав Союза 15 "союзных советских социалистических республик". Так, в отношении Эстонии, Латвии и Литвы страны-члены Европейского Сообщества, США и ряд других стран не использовали как таковой термин "признание". К примеру, в своем Заявлении от 27 августа 1991 года Европейское Сообщество тепло приветствовало "восстановление суверенитета и независимости стран Балтии, которое они потеряли в 1940 году ("the restoration of the sovereignty and independence of the Baltic states which they lost in 1940")" и подтвердило решение стран-членов ЕС об "установлении дипломатических отношений … без промедления" ("to establish diplomatic relations … without delay") (ссылка на: Declaration of European Community Foreign Ministers, Brussels, 27 August 1991). Президент США Дж. Буш (старший) в своем заявлении от 2 сентября 1991 года привел примерно те же аргументы, что и ЕС и отметил, что это знаменует собой "кульминацию 52-летнего отказа США признать насильственное присоединение независимых стран Балтии СССР" ("the culmination of the United States' 52 year refusal to accept the forcible incorporation of the independent Baltic states by the USSR") Что также интересно, Госсовет СССР 6 сентября этого же года признал суверенитет стран Балтии.
Р. Рич отмечает, что страны Запада нюансировали свою позицию в отношении бывших союзных республик. Австралия внимательно отслеживала ситуацию, связанную с распадом некогда единого государства, ядерной сверхдержавы и противника Запада в "холодной войне" и действовала весьма аккуратно. Р. Рич также отмечает, что внешнеполитическое ведомство Австралии координировало действия со своими партнерами и вело тщательный анализ складывавшейся на тот момент непростой ситуации в Евразии, возникшей в результате падения Берлинской стены и распада СССР.
Если для нас, кыргызстанцев, стало благом обретение национального суверенитета мирным путем, то, в то же время, в других частях мира, к примеру, между союзными республиками, входившими в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), проблемы и противоречия привели в последующем к кровопролитным конфликтам и длительному периоду нестабильности в регионе.
Р. Рич отмечает, что Австралия внимательно отслеживала процесс принятие решения в отношении стран бывшего СССР и СФРЮ таких партнеров как США и страны Европейского Сообщества.
Так, по мнению Р. Рича, решающими факторами, способствовавшими достаточно оперативной выработке позиции официальной Канберры по признанию и установлению дипломатических отношений стали следующие два:
1. Принятие Европейским Сообществом 16 декабря 1991 года "Декларации по Руководствам относительно признания новых государств в Восточной Европе и в Советском Союзе" ("Declaration on the Guidelines on the Recognition of the New States in Eastern Europe and in the Soviet Union"), в которой были определены ряд критериев, которым должны были соответствовать кандидаты на признание.
2. Рождественское обращение Президента США Дж. Буша к Нации 25 декабря 1991 года по случаю распада СССР и образования новых государств.
О каких критериях ЕС идет речь?
Руководства касались следующих моментов:
- уважение страной положений Устава ООН и обязательств, закрепленных в Заключительном Хельсинском Акте (СБСЕ) и Парижской Хартии, в особенности касающихся верховенства закона, демократии и прав человека;
- гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами в рамках СБСЕ;
- уважение принципа нерушимости границ, которые могут быть изменены только мирным путем и общим согласием;
- принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;
- приверженность решению споров путем соглашений, включая, там, где применимо, применение арбитража, по всем вопросам, касающимся разделения страны или региональных споров.
Во время Рождественского обращения к Нации 25 декабря 1991 года Президент Дж. Буш старший объявил о признании всех бывших республик СССР. Он выделил три категории государств:
1. "США признают Россию и объявляют о поддержке занятия Россией места СССР как постоянного члена в Совете безопасности ООН ("the US recognized Russia and announced support for Russia's assumption of the USSR's seat as a permanent member of the United Nations Security Council");
2. США признают независимость Украины, Армении, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана, и, с учетом принятых этими странами двусторонних обязательств в отношении США, соглашаются установить дипломатические отношения, а также поддержать те страны, которые еще не являются членами ООН (the US recognized the independence of Ukraine, Armenia, Kazakhstan, Belarus and Kyrgyzstan and, in view of bilateral commitments made to the US, agreed to establish diplomatic relations with them and sponsor those not already members to membership of the United Nations);
3. США признают в качестве независимых государств оставшиеся шесть стран бывшего СССР: Молдову, Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан, Грузию и Узбекистан, но обуславливают установление дипломатических отношений тем, что будут созданы условия, "когда мы будем удовлетворены их обязательствами в отношении ответственной политики в области безопасности и демократических принципов, как уже сделали другие страны, которые мы признали сегодня" (the US recognized as independent states the remaining six former Soviet republics - Moldova, Turkmenistan, Azerbaijan, Tajikistan, Georgia and Uzbekistan - but foreshadowed the establishment of diplomatic relations only "when we are satisfied that they have made commitments to responsible security policies and democratic principles, as have the other states we recognized today").
По Р. Ричу, слегка различающийся подход был принят Правительством Австралии, которое признало 26 декабря 1991 года все одиннадцать государств-учредителей Содружества Независимых Государств (СНГ). Австралия отмечала, что при создании СНГ, одиннадцать государств-учредителей на Алма-атинском саммите "признали Россию в качестве государства-правопреемника СССР, и, соответственно, Австралия приняла факт "преемственности в государственности между Россией и бывшим СССР". Посольство Австралии сменило аккредитацию от СССР на Россию. Австралия также отметила свою готовность обсудить установление дипломатических отношений с остальными десятью государствами, которые были только что признаны. Следует отметить, что в своем заявлении Австралия обошла молчанием Грузию, поскольку эта страна находилась в состоянии внутренней нестабильности и не соответствовала "традиционным критериям государственности, предусматривающей существование правительства".
Примечательно также то обстоятельство, что ЕС признало 23 декабря 1991 года правопреемство России, а неделей позже, т. е. 31 декабря также признала независимость восьми бывших союзных республик, которые дали гарантии готовности выполнить требования, содержавшиеся в руководствах ЕС от 16 декабря 1991 года. В Заявлении ЕС было сказано о том, что при получении аналогичных гарантий от Кыргызстана и Таджикистана, эти страны тоже будут признаны. И вскоре официальное признание ЕС Кыргызстана и Таджикистана в качестве суверенных государств произошло 16 января 1992 года.
Следует в этой связи отметить, что Заявление ЕС о признании (как и оговорка Австралии и озвученные критерии США, касающиеся "ответственной политики в области безопасности и демократических принципов") также обошло молчанием Грузию. Как известно, с назначением бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе исполняющим обязанности главы временного Государственного совета Грузии 11 марта 1992 года нестабильность в Грузии пошла на убыль, и было создано правительство, которое смогло взять ситуацию под контроль, что позволило США, ЕС и другим странам мира признать эту союзную республику СССР в качестве суверенного государства. .
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы сделать некоторые обобщения.
Австралия при принятии важного для нашего народа решения действовало осмотрительно, но, вместе с тем, весьма оперативно и стала первой страной на "восточном" направлении внешней политики, признавшей независимость и суверенитет Кыргызстана. Представляет интерес аргументация и доводы, которые были использованы при выработке позиции этой далекой от нас страны, увенчавшейся благоприятным для всех нас решением.
За годы независимости Кыргызстан по праву занял свое место в системе международных отношений, стал признанным членом большой семьи государств, составляющих Организацию Объединенных Наций. На нынешнем этапе наша страна установила дипломатические отношения с более чем 130 государствами мира и этот процесс взаимного признания продолжается. Что касается "восточного" направления внешней политики, нельзя не упомянуть о том, что активно и плодотворно работают в нашей стране дипмиссии Японии, Республики Корея, Монголии, Индии, Пакистана. Наши дипмиссии открыты в ряде стран. Такие страны как Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Бруней-Даруссалам, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш представлены в нашем государстве через третьи страны.
С высоты прожитого, с учетом реалий сегодняшнего дня, хочется призвать и делать все, чтобы сберечь это обретенное право и большую ответственность перед нашими согражданами и строить дальше самодостаточное, независимое, уверенное в себе государство, имеющее авторитет и партнеров в мировом сообществе, защищающее права и интересы всего общества, создающего благоприятные и комфортные условия для развития.
Конечно же, прошедшие четверть века были непростыми как в жизни каждого из нас, нашей страны, так и в планетарном масштабе: что-то ушло безвозвратно, что-то вошло в кровь и плоть, стало привычным, многое изменилось и продолжает меняться, вовлекая страны, людей, воззрения в новые реалии. У каждого народа своя судьба и свой путь. Волею судьбы, наш многонациональный народ обрел государственную независимость мирным путем, в отличие от других стран и народов, как больших, так и не очень, находящихся в других частях света.
Что все это означает? Это означает видимые и невидимые мириады контактов на межличностном и страновом уровнях, расширение кругозора, появление новых горизонтов, пытливое познание, постижение и привнесение нового опыта в ткань нашего развития.
Поздравляя наших соотечественников с юбилеем, хочется всем пожелать мира, благополучия, безопасности, стабильности и процветания.
Муратбек Азымбакиев
Директор 3-го Политического Департамента, МИД КР
.Подробнее читайте на kabar.kg ...
Источник: kabar.kg | Рейтинг новостей: 107 |