2017-12-14 17:27 |
Надежда Атаева Заявление МОТ о прекращении Узбекистаном эксплуатации детского труда является преждевременным, считает ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, Франция). «На данном этапе это больше похоже на «политический пряник», предназначенный для того, чтобы стимулировать процесс отмены систематического детского труда и принудительного труда в целом», - сказала президент AHRCA Надежда Атаева «Фергане», комментируя заявление Международной организации труда.
Правозащитница отметила, что в последний год узбекские власти демонстрируют некоторое смягчение политического режима: «Тотальный контроль над гражданским обществом в Узбекистане медленно сменяется снижением репрессий хотя бы к тем активистам, которые публично выражают свободное мнение и которых цитируют международные организации. Заметно также, что власти внимательнее относятся к сигналам МОТ, Всемирного банка и демократического сообщества».
Однако, хотя узбекские СМИ и сообщают об этом в новостях, но аналитические материалы о проблемах в сфере защиты прав человека в Узбекистане по-прежнему не публикуют. Местные ученые и интеллигенция пассивны по отношению к происходящим в стране процессам. «Поэтому проявления позитивных изменений скорее избирательные, чем системные. Снижение внимания к этой проблеме возобновит прежние темы эксплуатации», - полагает Надежда Атаева.
Она подтвердила один факт встречи представителей правительства Узбекистана с правозащитниками, но заметила, что «это пока исключительный случай, который, скорее, носит имиджевый характер, но не является системной практикой диалога с гражданским обществом».
Что касается собственно прекращения использования детского труда в хлопковом секторе Узбекистана, то, по словам Атаевой, это можно будет констатировать, когда начнут системно работать национальные средства защиты жертв эксплуатации.
«До сих пор ни один суд не рассмотрел дела, связанные со случаями смерти или травматизма во время хлопковой кампании, несмотря на то, что несколько таких трагических событий получили огласку и в ходе последнего сезона. Правозащитники обнародовали список детей, пострадавших за последние годы во время хлопкового сезона, но эти сведения пока никак не исследуются. И, следовательно, представители власти, виновные в этих трагедиях, избегают ответственности», - пояснила глава AHRCA.
По ее сведениям, ни один депутат узбекского парламента не сделал депутатский запрос в какой-либо государственный орган по поводу нарушений прав жертв эксплуатации. «Странно, последние десять лет проблему уже признал и глава страны, ее обсуждают в ООН, Европарламенте и Конгрессе США, а избранники народа Узбекистана в спячке», - выразила недоумение Атаева.
Эта тема заслуживает отдельных слушаний в парламенте Узбекистана, желательно - в прямом эфире с участием всех членов группы международного мониторинга принудительного труда, считает правозащитница.
Она подала идею создать национальный благотворительный фонд, через который официально и по решению суда можно будет финансировать расследования фактов принуждения к труду несовершеннолетних и случаев пострадавших от эксплуатации людей, а также оплачивать курс восстановления их здоровья. Но при этом нужно избежать включения в исполнительный орган такого фонда тех, кто входит в число организаторов практики рабства и коррупции в этом секторе. А пока жертвы и их родные предпочитают оставаться пассивными, опасаясь репрессий, в лучшем случае им негласно выплачивают компенсацию, что позволяет властям скрывать объективную статистику жертв.
«Я очень жду того дня, когда президент Узбекистана станет инициатором расследования всех трагических случаев во время практики принудительного труда. Когда он попросит прощения у матерей погибших детей и других пострадавших. Жизнь человека и здоровье граждан нашей страны должны стать главнейшей ценностью. Только тогда начнется очищение узбекского общества и возродится доверие граждан к властям», - заключила Надежда Атаева.
Ранее руководитель «Узбекско-германского форума по правам человека» (УГФ) Умида Ниязова заявила, что «выводы МОТ далеки от реальности, потому что методология экспертов этой организации не соответствует стандартам независимого и объективного исследования».
Подробнее о ситуации с использованием детского и принудительного труда в Узбекистане можно узнать из статей «Поля безнадежности. Дети Узбекистана остаются заложниками битвы за урожай хлопка», «Раз и навсегда? Удалось ли борцам с хлопковым рабством победить систему» и других материалов рубрик «Хлопок» и «Права человека».
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...