2017-10-19 12:45 |
Несмотря на немалое число научных работников, академиков и докторов наук на душу населения в Казахстане, это тот случай, когда количество никак не сопрягается с качеством. А научные открытия, сделанные местными учеными, радуют разве что журналистов и находят насмешливые отклики в социальных сетях.
Природный бонус и облачный секс
– Женщина должен быть образованный?
– Безусловно.
– А ничего, что у женщина мозга много меньше, чем мужской?
– Это неправда.
– Но ученый при правительстве доктор Ямак доказал: он – как у белки. (Диалог из американской комедии «Борат. Открытие Америки в пользу славного народа Казахстана»)
Вышеупомянутый фильм с британским комиком Сашой Бароном Коэном вызвал в Казахстане бурю негодования, с авторами ленты намеревались даже судиться из-за нарисованного ими неприглядного портрета реальной центральноазиатской страны.
В Казахстане, конечно же, нет никакого доктора Ямака. Зато есть реальный профессор Жанарбек Берестен, который в конце августа этого года выдал весьма специфическое заключение, в духе «доктора Ямака», тянущее на глобальное открытие: «Как известно, мозг казахов больше на 20 граммов, чем у представителей других национальностей». По сравнению с этим другие его заявления вроде «цивилизация на казахской земле насчитывает 8 тысяч лет» уже не кажутся чем-то неправдоподобным.
Но настоящий хит сезона в этом контексте – июльский прорыв 28-летнего ученого из Балхаша Азамата Байтасова: он выдвинул и сам же доказал теорию о разнополости облаков, чьим плодом любви является дождь. По утверждению первооткрывателя, его теорию уже признали западные ученые. При этом в ней отсутствует объяснение, каким образом ученому удалось прийти к столь поразительному заключению.
Прежде Байтасов не делал никаких громких заявлений, известно о нем тоже немного: преподает географию в алма-атинском лицее, обладает степенью магистра, автор нескольких книг, включая «Географию в священном Коране» и учебник «Современная география мира» для одиннадцатых классов. Два года назад Байтасов стал ассоциированным профессором Региональной академии менеджмента (РАМ). В последней, похоже, несмотря на ряд требований, основное условие членства - оплата организационного взноса за академическое звание.
Хотя подавляющему большинству населения фамилии Берестен и Байтасов до настоящего времени ничего не говорили, их заявления и равнозначные «открытия» дают некоторое представление о том, что же происходит в научной среде Казахстана и куда движется научная мысль.
Инно-нано-техно
Последний год в речах президента республики Нурсултана Назарбаева все чаще звучат слова «инновации», «третья индустриальная революция», «нанотехнологии». Причем звучат параллельно с критикой главы государства в адрес казахстанских ученых. Действительно, пока вместо инновационных разработок и научных стартапов делаются, как правило, эрзац-открытия, в лучшем случае способные лишь рассмешить профессионалов. При этом научных работников в стране более чем достаточно, и с каждым годом число их трудов растет.
Вообще, говоря об успехах в той или иной отрасли, в Казахстане принято оперировать количественными показателями. И с этим в науке все в порядке: ежегодно в стране растет число академиков, докторов и кандидатов наук, численность исследовательского персонала приблизилась к 25 тысячам. Также любят заявлять, что за последние пять лет в 1215 изданиях, включенных в Web of Science Core Collection, ведущую базу данных научных цитирований в мире, опубликовано 4687 работ из Казахстана. Этот солидный показатель, правда, нивелируется тем, что, как демонстрирует база данных Scopus, за 17 лет Казахстан опустился на 76 позиций – до 235 места, став пятым с конца списка и незначительно обойдя Сомали и Джибути.
То есть, публикация в рейтинговых изданиях – еще не гарантия качества научного труда. Долларов за пятьдесят специализированные журналы опубликуют любую научную работу: хоть теорию о разнополых облаках, хоть исследование отличительных особенностей серого вещества одной из народностей.
История стерпит все
Редкие упоминания западных ученых, якобы признающих достижения казахстанской науки, не делают большой погоды, поэтому, к сожалению или к счастью, все неоднозначные научные достижения, как правило, не выходят за пределы страны, лишь отдельные околонаучные споры выплескиваются наружу.
Последним таким спором стал состоявшийся в 2013-2014 годах диспут между научными мирами Казахстана и Кыргызстана об этнической принадлежности Чингизхана (монгольские ученые тут оказались не при делах и вряд ли вообще слышали про эту историю). А начало спорам положил украинский историк Владимир Белинский, отдавший годы на изучение жизни и завоеваний основателя Монгольской империи. Он пришел к заключению, что известнейший исторический персонаж был казахом. Такая идея не могла остаться незамеченной в Казахстане. Местные научные светила пошли дальше и к своему собственному удивлению доказали генетическую связь между президентом Нурсултаном Назарбаевым и «Сотрясателем Вселенной». Доказали очень удачно - как раз перед празднованием 25-летия независимости Казахстана. И тогда же в эту историю не совсем вовремя вмешались киргизские ученые, заявившие, что Чингизхан был, разумеется, киргизом.
Каждый остался при своем, но киргизы поступили хитрее, согласившись, что Чингизхан происходит от казахов. Но зато сами казахи произошли от киргизов.
История, похоже, любимый конек казахстанской науки. Благо, в этом направлении больше всего возможностей любую сказку, вернее, любой миф сделать былью.
Описанный выше исторический экзерсис с вкраплением генетики не единичен. В прошлом году бывшая столица Казахстана внезапно отметила свое тысячелетие. Хотя ранее считалось, что Алма-Ата пошла от Верного, основанного в 1854 году русским правительством. Новая круглая дата удачно совпала с 550-летием Казахского ханства, так что властям Алма-Аты удалось несколько сэкономить, объединив мероприятия по двум поводам в одно, более масштабное. То, что на месте современной Алма-Аты (переименованной в Казахстане в Алматы) могло находиться древнее поселение с идентичным названием, можно допустить. Правда, настораживает, что возраст накинули благодаря нескольким монетам, где местные историки разглядели надпись «отчеканено в Алмату». Оказывается, об этом было известно давно, но все почему-то держали в тайне, вплоть до празднования 550-летия ханства.
А затем у Алма-Аты появился конкурент: как утверждает в своей книге историк Марат Абсеметов, новой столице Казахстана Астане тоже 1000 лет.
Более того, в начале двухтысячных некая группа ученых определила, что Ноев ковчег прибился не к Арарату, а к южно-казахстанской горе Казыгурт. Однако эта версия, несмотря на свое глобальный размах, была признана лишь в южном же Казахстане, главным образом - в Казыгуртском районе, администрация которого поместила ковчег на вершину горы и на районный герб.
Понятно, что такой подход превращает историю в обслуживающую политический вектор прикладную дисциплину, время от времени переходящую в область анекдота.
Лекарство от старости найдено, от глупости - нет
Разработка лекарств от рака и ВИЧ - труд куда более серьезный. Однако и о создании панацеи от них казахстанские исследователи заявляли несколько раз. Но медицинские корпорации, якобы, подсуетились и не дали ходу казахстанским инновационным разработкам, так что те канули в Лету. Впору поверить в теорию заговора.
В ноябре 2016 года Нурсултан Назарбаев получил звание почетного доктора философских наук университета в Южной Корее. Фото Akorda. Kz Гипотетически какие-то знаковые открытия могли быть в геронтологии. В силу возраста главы Казахстана эта наука очень приветствуется при дворе: в Астане создали центр геронтологии, в этом же городе расположено базовое учреждение Евразийского института геронтологии. Последний съезд евразийцев-геронтологов проходил в столице республики в июле 2017 года. Но ни о каких прорывах в этом направлении пока не слышно.
Единственное громкое заявление по поводу «вечной жизни» было сделано в 2014 году академиком Абаем Сагитовым. Он пришел к выводу, что у людей есть шанс благополучно протянуть лет до 150 благодаря грибу кордицепс, обнаруженными в казахстанских горах. Но поскольку грибы были найдены совсем недавно, то подтверждения теории господина Сагитова придется подождать.
Цена вопроса
Но неужели в стране, где официально трудятся тысячи ученых-исследователей, все так плохо? Да нет. Есть и признанные ученые, но живут они, главным образом, не у себя на родине. Поскольку в Казахстане, чтобы заниматься наукой, нужно быть настоящим фанатиком своего дела и не иметь семьи и кредитов, и тогда 150-200 долларов в месяц (обычная зарплата научного работника) хватит на чай, хлеб, сигареты и коммунальные услуги.
Иногда можно чего-то добиться, примкнув к проекту исследователей из стран Запада и Юго-Восточной Азии. Но это чревато последствиями. Здесь очень показателен опыт алма-атинского метеоролога Анвара Мамилова, который в 2005-2008 годах участвовал в реализации крупного проекта Всемирной метеорологической организации. В России как раз пошла волна разоблачений «ученых-шпионов», и Казахстану потребовалось подобрать что-то похожее. Под руку подвернулся метеоролог, которого вначале пытались «расколоть» на шпионаж, а когда не вышло, с досады на него повесили почти 15 тысяч долларов налогов плюс пеню, будто всю полученную сумму он потратил не на исследования и экспедиции, а спустил на себя. Следующие семь лет Мамилов больше времени провел в судебных залах, нежели в НИИ. Выезд за рубеж, как и участие в других совместных проектах, ему был заказан. Только спустя годы ему удалось доказать, что он-таки был прав. Но на это ушло семь лет.
Тем временем в Казахстане доказали не только разнополость облаков, но и что с помощью йода можно победить шизофрению, первая бумага появилась в казахских степях, а человечество ошибочно жило по григорианскому календарю, тогда как должно было жить по правильному – «казахскому», состоящему из 13 месяцев. Больших материальных и мыслительных затрат подобные заключения не требуют, государственная пресса может даже воспринять такие заявления всерьез, остальные посмеются и забудут.
Страна в ожидании научного прорыва
Между тем, власти серьезно рассчитывают, что Казахстан может стать новым эпицентром научного прогресса.
В июне этого года Нурсултан Назарбаев пригласил вернуться в свое отечество казахских ученых, оказавшихся за рубежом: «Лично приглашаю каждого талантливого казаха, который желает потрудиться на исторической родине, желает внести свой вклад в ее развитие. Я знаю, у меня даже есть список, есть мои встречи за рубежом. В свое время они были вынуждены переселиться. Есть наши соотечественники, которые являются учеными и трудятся в различных исследовательских лабораториях. Мне кажется, они желают вернуться на родину».
В первую очередь этот призыв относится к тем научным кадрам, кто выехал за годы независимости, поняв, что в стране с наукой все как-то очень грустно. Правда, Назарбаев не стал углубляться в детали условий, которые власти готовы создать репатриантам, если таковые найдутся. Но вряд ли зарплата пусть даже в 200 долларов, от которой те в свое время бежали, сможет завлечь их назад.
Собственная кузница кадров, если судить по числу проводимых конкурсов для местной талантливой молодежи, тоже работает. В названиях конкурсных программ все как положено: и инновации, и нанотехнологии, и модернизация, и приставка «нур» («свет»), дающая понять, под чьим патронажем проводятся исследования.
Результаты работы с молодежью не заставили себя ждать. Несколько дней назад СМИ рассказали о школьнике из Акмолинской области, получившем грант благодаря столичному конкурсу научных разработок «Взгляд в ЭКСПО-2017». Этот талантливый молодой человек предложил заменить в своей школе обычные лампочки на энергосберегающие и тем самым сэкономить на электроэнергии. Замысел действительно прорывной, поэтому получил одобрение.
Доктор наук напоминает
И все же существование проблем в науке было признано президентом. «Опытные конструкторские разработки, к сожалению, составляют у нас менее четверти всех научных работ, - констатировал Назарбаев, выступая в этом году на мероприятии в честь 70-летия Академии наук Казахстана. - Казахстанские ученые активно патентуют свои результаты, однако подавляющее большинство патентов не востребовано. Финансирование науки осуществляется в основном за счет государства сегодня, практически не привлекаются заказы реального сектора. При этом, к сожалению, в научных работах нередко содержится плагиат, о чем мне частенько пишут».
Говоря о плагиате, глава государства затронул, видимо, больную для себя тему: возвращаясь к гранту, полученному акмолинским вундеркиндом, стоит напомнить, что в 1992 году Нурсултан Назарбаев, к тому времени уже президент, получил степень доктора экономических наук, защитив диссертацию в Российской академии управления по теме «Стратегия ресурсосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений». Так что знает, о чем говорит.
Серик Байжанов
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...