2016-11-8 17:25 |
Омурбек Бабанов (слева) и Алмазбек Атамбаев. Фото: «Коммерсант» Парламент Кыргызстана определился с фракционным большинством. В его состав вошли представители трех политических партий — пропрезидентской СДПК (38 депутатов), «Кыргызстан» (18 депутатов) и «Бир-Бол» (12 депутатов), итого - 68 народных избранников из 120.
В оппозиции остались фракции «Республика-Ата Журт» (РАЖ), «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен». Так называемые народные избранники, на самом деле представляющие интересы лишь одного конкретного лица в стране – президента Алмазбека Атамбаева, - решили сыграть в видимость демократии.
Итак, чего же следует ожидать от нынешнего состава парламентской коалиции большинства и его оппозиционеров?
Напомню, что к развалу предыдущей парламентской коалиции привёл отказ «атамекеновцев» поддержать инициативу президента Алмазбека Атамбаева о внесении изменений в Конституцию страны. В ответ социал-демократы заявили, что они не могут находиться «в одной коалиции с теми, кого связывают общие интересы с Акаевыми и Бакиевыми и которые до сих пор выполняют их указания; с теми, кто идет против национальных интересов страны и против конституционной реформы».
В статье «Кыргызстан: Распад коалиции открывает Омурбеку Бабанову путь в кресло премьера» я выдвинул предположение, что фракция РАЖ, лидером которой является небезызвестный Омурбек Бабанов, войдет в состав коалиционного большинств, с целью дальнейшего перемещения в кресло премьер-министра. Как видно, для Бабанова, привыкшего к интригам и «многоходовкам», подобный расклад был бы довольно тривиальным, и он решился на «ход конём»: формально ражэвцы в оппозиции, а в дествительности поддерживают все дела парламентского большинства, соответственно - и инициативы президента.
«Я открыто хочу вам сказать: создавайте коалицию, мы не войдём в нее, но законопроект (по внесению изменений в Конституцию Кыргызстана. – Прим. «Ферганы») поддержим», - заявил Омурбек Бабанов.
В свете вышеописанного напрашиваются три вывода.
Вывод первый сделал в комментарии «Фергане» известный в Кыргызстане политический обозреватель Нурдин Урманбетов.
- Впервые в Кыргызстане политические партии не хотят входить в коалицию большинства в парламенте и добровольно отказываются от министерских портфелей по парламентской квоте, — отметил Урманбетов. — Согласно итогам референдума, который состоится 11 декабря (а в том, что он состоится можно и не сомневаться), премьер-министра будут выбирать в Жогорку Кенеше (парламенте), а значит, преимуществом будут пользоваться члены коалиционного большинства. Вот от этого права и отказываются сегодня те, кто демонстративно не хочет входить в парламентскую коалицию. Причин этому всего две.
Первая: всех «собак» по тяжелой ситуации в стране повесят на нынешнее правительство, а значит, сегодня не имеет смысла стремиться в министерское кресло. Вторая: ни одна политическая партия не получила от СДПК железобетонных гарантий на премьерство или ключевые позиции в будущем правительстве. В то же время для самой СДПК сложилась щекотливая ситуация, когда занять на «ура» пост премьер-министра становится проблемным: коллеги по депутатскому цеху стали не просто ненадежными, но еще и имеют свои премьерские запросы. Вероятность того, что в недалеком будущем представители фракции «Бир-Бол» (бакиевцы, по мнению СДПК) всегда будут лояльны, - никакой. Взбрыкнуть могут ещё как: ненадёжны.
Здесь для СДПК применимы три варианта событий. Либо силой загонять в коалицию послушные фракции, либо делиться властью, либо самой «задавить» большинством голосов. В случае последнего варианта надо распустить парламент, провести новые выборы и занять в Жогорку Кенеше абсолютно доминирующую позицию по численности. Судя по тому, что создание коалиции большинства стало для СДПК проблемой, вероятность витавшей в воздухе идеи о роспуске парламента после референдума становится явственнее и реальнее, иначе выборы премьер-министра, полномочия которого значительно расширяются, окажутся под большой угрозой. Значит, новые выборы в Жогорку Кенеш в 2017 году - это уже не из области фантастики, - заключил Урманбетов.
Вывод второй: новая парламентская коалиция вряд ли будет жизнеспособной. Такие сомнения высказал «Фергане» главный редактор газеты «Объектив» Курманбек Мамбетов.
— Каков сейчас расклад в Жогорку Кенеше? — задался вопросом Мамбетов и сам же ответил. — У трех фракций, составивших коалицию большинства, имеются 68 голосов. Отсюда минусуем двух бирболовцев — Мыктыбека Абдылдаева и Чолпон Джакупову, заявивших о том, что остаются в оппозиции. Остается 66 голоса. Идем дальше. Неясно, какие позиции займут «эсдековец» Жанар Акаев (информационное давление на него, впрочем, уже началось) и бывший лидер фракции «Кыргызстан» Канатбек Исаев (он сообщил, что на него началась охота), тоже выступивший против предлагаемых изменений. У бывшего лидера фракции «Кыргызстан», надо полагать, есть хоть несколько верных единомышленников, способных выступать с общих позиций по важным вопросам. Понимаю, что арифметические подсчеты здесь не совсем уместны, что есть еще политическая математика. Но в любом случае выходит, что у коалиции очень шаткое положение. С этой позиции большие сомнения возникают относительно того, что в конце 2017 года пост премьер-министра с расширенными полномочиями обязательно достанется человеку СДПК.
Здесь следует сделать небольшой экскурс в недавнее прошлое.
Депутат от «Бир-Бол» Чолпон Джакупова заявляла о незаконности инициативы по внесению изменений в Основной закон страны. Её коллега Мыктыбек Абдылдаев тоже сообщил, что не согласен с вносимыми поправками и не желает вступать в коалицию большинства.
Далее, 30-летний депутат Жанар Акаев, бывший когда-то пресс-секретарем президента Атамбаева, потребовал, чтобы власти прекратили преследовать противников поправок в Конституцию и не сваливали свои неудачи на предыдущих президентов - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. «Мы должны развивать Кыргызстан, нам что, Акаевы или Бакиевы мешают сделать это?!» — заявил Жанар Акаев на прошедшем на прошлой неделе пленарном заседании.
Подобная самостоятельность молодого парламентария не понравилась президенту. Поздравляя некоторых приближенных журналистов 4 ноября, Алмазбек Атамбаев начал критиковать своего бывшего пресс-секретаря, уничижительно называя его «балашкой» (мальчишкой): «Вот наш молодой человек Жанар Акаев сказал: «Какой вред от Акаева и Бакиева?» Этот балашка, наверное, не знает? Потому что и его расходы на выборы мы оплатили, — заявил президент.
Как видим, президент Атамбаев жестко реагирует на любую критику любых его инициатив. Порой его реакция доходит до истерики, и даже во время праздничных мероприятий Атамбаев может свести свою торжественную речь к сведению счёта с несогласными. Соответственно, в Кыргызстане ожидается пресловутое закручивание гаек: более-менее действенных оппозиционеров уже закрыли в застенки ГКНБ, на выражающих мнение, отличное от генеральной линии президента, спустили собак в виде СМИ. И это только начало.
Если сценарий властей начнет давать сбои и тормозить, то провластные силы, заинтересованные в продвижении своих интересов, могут пойти на создание масштабных конфликтов, как это было летом 2010 года на юге республики. И это уже вывод третий и самый главный, к недопущению которого и следует стремиться.
Вот такие неутешительные и сложные получаются «три орешка для Золушки». . .
Улугбек Бабакулов
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...