2016-4-5 20:28 |
В Нагорном Карабахе несколько дней не стихали военные столкновения между вооруженными формированиями самопровозглашенной республики (ее поддерживает Армения) и армией Азербайджана. фото: РИА Новости Жертвами артобстрелов стали десятки человек с обеих сторон, включая мирных жителей.
Стороны конфликта обвиняют друг друга в эскалации насилия.
Во вторник было объявлено о перемирии.
Русская служба Би-би-си спросила военных экспертов: как будет развиваться противостояние?
Александр Гольц, военный обозреватель "Ежедневного журнала", приглашенный исследователь университета в Упсале (Швеция):
Ситуация неопределенная, и предсказывать сценарии ее развития трудно. Но я полагаю, что, скорее всего, конфликт уже локализован. Чтобы вернуть его в замороженное состояние, надо оказывать давление на обе воющие стороны, что, собственно, и делается в настоящее время.
Помимо дипломатических усилий, которые предпринимают участники Минской группы, есть и военные факторы, влияющие на развитие конфликта. Рельеф района боевых действий таков, что серьезно преуспеть в ходе наступления можно только в результате блицкрига.
Быстрая война, как я понимаю, не получилась. Стороны остались практически на тех же позициях, что и занимали перед началом столкновений. Ни одна армия не имеет решающего превосходства в военной технике или живой силе. И, если только в ближайшие дни не начнет действовать авиация, то, вероятно, конфликт не пойдет дальше.
В целом по техническому оснащению армия Азербайджана сильнее. Все последние годы Азербайджан направлял значительную часть своих нефтедолларов на перевооружение. Контракты с Россией составили два миллиарда долларов. И Россия с удовольствием, получая при этом неплохие доходы, отправляла туда вполне современную военную технику.
Что касается Армении, то тут действовал совершенно другой механизм: Россия давала Армении деньги, чтобы Армения на эти деньги закупала у России военную технику. Соответственно, и результат мы видим гораздо более скромный.
О Нагорном Карабахе в этом контексте не имеет смысла говорить, так как эта самопровозглашенная республика не является в широком смысле субъектом международных отношений. Тем не менее, в такой войне очень трудно сравнивать возможности сторон, основываясь на количестве и качестве военной техники.
Огромное значение имеют способность эффективно эту технику применять, боевой дух, знание рельефа местности. Я не могу сказать, что в результате массированных поставок российских вооружений азербайджанская армия приобрела некое новое качество.
Мне кажется, что этот взрыв военных действий в Нагорном Карабахе подводит некоторую черту под дипломатией, которую проводила Россия в течение нескольких лет. Кремль действовал так, как Британия в XIX веке: вооружал обе стороны, объясняя это тем, что таким образом сохраняет баланс сил в регионе.
Это все могло иметь смысл, пока (в рамках той же realpolitik XIX века) не начал действовать еще один игрок – Турция. И здесь Россия оказалась в ситуации довольно неприятной. Никуда не уйти от того, что Армения является нашим союзником по ОДКБ.
Согласно букве Договора о коллективной безопасности, если война перейдет на территорию Армении, Россия своими вооруженными силами должна выступить в защиту Армении и начать воевать с Азербайджаном, который долго и старательно вооружала.
А через Азербайджан – с Турцией. Вот эта диспозиция не XXI, а XIX века показывает ограниченность кремлевской дипломатии.
Виктор Мураховский, главный редактор журнала "Арсенал отечества", член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии России:
Я думаю, полномасштабной войны не будет. Просто когда я смотрю на группировки войск, сосредоточенные по обе стороны линии фронта, я не вижу, чтобы Азербайджан, допустим, сосредотачивал какую-нибудь наступательную группировку оперативного масштаба, которая могла бы серьезно повлиять на ход и исход конфликта.
И, аналогично, со стороны НКР тоже нет конфигурации, свидетельствующей о наступательных задачах.
Поэтому пока все сводится к столкновениям местного значения, перестрелкам из артиллерии и реактивных систем залпового огня. Но решительных действий ни одна из сторон не предпринимает.
Это не исключает взаимных обстрелов, в том числе, городов и населенных пунктов с обеих сторон. Это обоюдная опасность. И у Армении, и у Азербайджана есть реактивные системы залпового огня "Смерч", оперативно-тактические ракетные комплексы "Точка-У".
Кроме того, у Армении есть советские оперативно-тактические комплексы Р-300. А у Азербайджана имеется, в отличие от Армении, имеется еще и ударная авиация, например, штурмовики "Су-25".
В этом смысле обе стороны по своим военно-техническим возможностям примерно равны. Они вполне сопоставимы по своему потенциалу.
Есть определенное количественное и качественное (в некоторых видах вооружения) преимущество у Азербайджана. Но говорить о решающем преимуществе, которое позволит развить наступление на достаточно большую глубину с оперативными целями выхода, к примеру, на границу Карабаха и Армении, нельзя.
Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель "Новой газеты":
Основные причины этой войны внутриполитические и в Армении, и в Азербайджане. В принципе, для решения внутриполитических задач, таких как объединение общественного мнения, полномасштабная война вовсе не нужна. Но очень сложно остановиться сейчас, когда началась реальная эскалация боевых действий и наносятся взаимные удары.
На первый взгляд между армиями двух стран наблюдается примерное равенство. Но на деле технологический разрыв между ними ужасающий. Баку подошел к войне на гораздо более высоком технологическом уровне.
Азербайджанская армия закупила ударные и разведывательные беспилотники, которые использует для нанесения высокоточных ударов на всю глубину армянской обороны. А армяне в ответ стреляют по площадям.
Они скоро осознают, что их ключевые объекты находятся под прицельным ударом, а ответить тем же самым они не могут. И сейчас совершенно ясно, что Армения терпит тяжелое поражение. И продолжать столкновения в нынешнем формате, вести войну на истощение – это не вариант для Армении.
Далее возможны несколько сценариев развития событий. Первый: в регионе установится более-менее твердое перемирие при российском и американском давлении.
Второй: Армении придется начать полноценное наступление, чтобы закончить войну (но непонятно, каким тогда будет ее исход).
Третий: начнется полномасштабное российское вмешательство на стороне Армении, которое нивелирует технологический разрыв двух армий.
Здесь нужно отметить, что окончательное поражение Армении для России сейчас малоприемлемо. Это будет всеми рассматриваться как потеря Москвой стратегического контроля над Закавказьем в целом.
Но пока поражение Армении неочевидно для Москвы – там живут неактуальными воспоминаниями о том, что азербайджанцы воевать не умеют.
Читайте также:
Минобороны Армении сообщило о применении Азербайджаном «Смерча»>>
Президент Армении назвал условие признания независимости Нагорного Карабаха>>
Казахстанцы едва не пострадали от рассылки опасного спама>>
В Таразе на улице нашли 3-летнего мальчика>>
Наоми Кэмпбелл поместила на обложку автобиографии свою грудь (фото)>>
Брэд Питт грозится бросить исхудавшую Анджелину Джоли>>
Назарбаев: Ядерное оружие более не обеспечивает безопасность в Центральной Азии>>
.
Подробнее читайте на nur.kz ...