2017-2-28 16:18 |
Как сообщают ташкентские источники, сегодня деревья вырубают сразу в нескольких парках Ташкента. Стволы и толстые ветви аккуратно складывают на грузовики и увозят в неизвестном направлении. Вырубка деревьев в ташкентском Саду дружбы, который уже два месяца называется парком имени Бобура, началась в минувшие выходные.
Под предлогом предвесеннего прореживания растительности в нём наряду с полусгнившими вырублено не менее десяти совершенно здоровых деревьев. А неделей ранее несколько десятков деревьев было уничтожено в Ботаническом саду. И никто никакой ответственности за эти преступления не понес, что в Узбекистане давно уже норма.
Причём на дровосеках, орудовавших в Саду дружбы, не было оранжевых жилетов службы по благоустройству при местном хокимияте (администрации). Обычно такая униформа является подтверждением того, что вырубка формально законна и инициирована властями. На мой вопрос, кто они такие и на каком основании пилят чинары, «старший» заверил, что «всё согласовано с районным и парковым начальством», и рубят они «исключительно больные деревья».
Но, во-первых, «кровавые» срезы большинства этих деревьев свидетельствуют о том, что они были совершенно здоровыми. Во-вторых, их рубили и вывозили в нерабочие дни. И в-третьих - действительно гнилые деревья вывозить не спешили: в специально подогнанный грузовик загружали исключительно бруски чинар, из которых, как известно, изготавливают элитную мебель. Куда и на какую мебельную фабрику их потом отвезли, неизвестно.
18-19 февраля, то есть, также в выходные дни, подобной вырубке подвергся Ботанический сад, занимающий площадь более 63 гектаров. 22 февраля известный ташкентский эколог и журналист Наталья Шулепина вместе с коллегой всего на двух сотках сада обнаружила более двадцати свежих пней. А вот сотрудники Государственного комитета Узбекистана по охране природы (Госкомприроды) увидели на территории всего сада лишь восемь пней.
В общем-то, позиция Госкомприроды понятна: чем меньше найдут фактов несанкционированной вырубки, тем меньше ответственность. Хотя абсолютно любую вырубку можно подвести под постановление Кабинета министров №290 от 20 октября 2014 года «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования».
Статья 14 этого постановления гласит: «Рубка сухостойных и сильно повреждённых естественными вредителями и болезнями засыхающих деревьев и кустарников проводится по решению органов государственной власти на местах, согласованному с территориальными комитетами по охране природы, без специального разрешения». То есть, под предлогом гнилых и больных деревьев без специального разрешения можно рубить всё что угодно. И абсолютно бесконтрольно. И ни один дровосек в Узбекистане никогда не признает, что срубил здоровое дерево.
Напомним, уничтожение деревьев в Саду дружбы и Ботаническом саду – продолжение массовых вырубок в Ташкенте в прошлом году. Так, в феврале 2016 года в Чиланзарском районе была спилена целая роща, основу которой составляли почти 200 чинар. А месяцем ранее уничтожили почти все чинары на проспекте Мустакиллик (Независимость).
Пока еще живая 150-летняя чинара. Ташкент, 26 февраля 2017 года, фото и видео © «Фергана. Ру»
В том же феврале директор Института демократии и прав человека Узбекистана Сайера Ходжаева направила хокиму (главе администрации) Ташкента официальное письмо с просьбой разъяснить причину массовой вырубки деревьев. Однако ответа так и не дождалась.
Прошлой весной на сайте Change. org инициативной группой неравнодушных к судьбе деревьев ташкентцев была размещена петиция «Просим остановить вырубку чинар в Узбекистане», которую подписали почти четыре тысячи человек. Однако власти Ташкента на неё также никак не отреагировали. Более того, доступ к этой петиции на территории республики был спецслужбами заблокирован.
Уничтожение чинар, как, якобы, «вредоносных деревьев, в целях профилактики их заболеваний» началась в Ташкенте осенью 2009 года, когда почти полностью был вырублен знаменитый ташкентский Сквер. За последующие несколько лет чинары были спилены во всех крупных городах республики. Позже стало известно, что их уничтожают с целью получения ценной древесины для изготовления качественной мебели на расплодившихся с тех пор по всему Узбекистану мебельных фабриках.
Сид Янышев (Ташкент)
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...