2016-6-24 06:40 |
Герою Кыргызской Республики Эрнсту Акрамову 24 июня исполнится 80 лет. В преддверии своего юбилея заслуженный деятель науки ответил на вопросы журналистов, касающиеся личной жизни и профессиональной деятельности, а также рассказал о достижениях отечественной медицины.
- Здравствуйте, Эрнст Хашимович! Поздравляем Вас с грядущим юбилеем!
- Здравствуйте! Спасибо большое, очень приятно!
- В свой юбилей Вы намерены тоже работать? Неужели и такое событие не станет для Вас поводом для отдыха?
- А что значит отдых? Отдых должен быть в работе. Вне работы это уже не отдых, а бездельничество. Всё наслаждение от отдыха заключается в плодотворной работе, поэтому не существует такой причины, из-за которой я мог бы отклониться от своего долга перед пациентами.
- Говорят, что даже во время командировок за границу Вы заняты только работой, и не уделяете хоть чуточку времени прогулкам по достопримечательностям.
- Меня это абсолютно не волнует: дома, дороги, магазины. Во всем мире все одинаковое. Разницы никакой нет. Дороги есть и здесь, магазины и дома тоже. Поэтому я к таким вещам отношусь очень спокойно и совершенно абстрактно. Вся жизнь должна заключаться в творческой работе.
- Поэтому больница стала для Вас главным домом?
- Больница и есть мой дом. Домой я езжу только по выходным, чтобы посмотреть, что да как. Была бы семья, то был бы смысл проводить время дома, а так дома делать нечего. Мое присутствие в больнице приносит больше пользы как для меня, так и для пациентов, потому что все находится под контролем, и вся суть моего нахождения в больнице заключается именно в этом.
- До начала Вашей медицинской карьеры у Вас еще было богатое спортивное прошлое. Расскажите, пожалуйста, немного об этом периоде жизни.
- В юности я был мастером спорта СССР по спортивной гимнастике и неоднократно завоевывал статус чемпиона Киргизской ССР. Также я участвовал во многих международных соревнованиях, Спартакиаде Средней Азии, Спартакиаде народов СССР. Сейчас занимаюсь плаванием, оздоровительной гимнастикой, поднимаю гири. Спорт - это дело молодых, поэтому хотелось бы призвать молодежь к занятию спортом. Студенческие годы нужно посвятить спорту, а потом уже погружаться в свою профессию.
- Медицина была изначально Вашей мечтой?
- После окончания школы я хотел стать летчиком. У меня была такая мечта. Но здесь не было на тот момент летного училища и пришлось стать медиком.
- Если врачебная стезя не являлась мечтой, наверняка Вам приходилось тяжело учиться в медицинском институте?
- В медицинском институте я знал, что это мой будущий хлеб, и поэтому к учебе относился очень серьезно. После окончания института я полностью был погружен в работу, потому что надо было накапливать опыт. А опыт дается десятилетиями.
- Какие качества убивают в докторе специалиста?
- Когда приходят молодые кадры и у них что-то не получается, то всегда все начинают винить мединститут и преподавателей, которые, по их мнению, плохо готовят будущих специалистов. Это всё неправильно. Институт дает только базовое образование. После освоения базовых знаний своей сферы человек должен сам погружаться в работу, и всё зависит от того, насколько он себя этому посвятит. Если он будет увлекаться лишь поверхностно, то из него не выйдет хороший специалист. Чтобы стать профессионалом, нужно полностью погрузиться в свою деятельность, и со временем, спустя десятилетия, человек может стать мастером своего дела.
В хирургии невозможно достичь высот за пять-десять лет, потому что этого времени не достаточно даже для того, чтобы осмотреться. Чтобы называть себя специалистом в медицинской области, нужно всё своё время проводить в больнице. Нужно отнестись к этому будто бы вас посадили в тюрьму строгого режима. Один раз в месяц вы можете сходить домой. А остальные 29-30 дней круглыми сутками проводить в больнице. Только тогда можно будет уловить суть своей профессии.
- От своих подчиненных вы требуете такой же самоотдачи?
- Мои требования к коллегам просты и ясны. Я ставлю перед ними задачу, чтобы они полностью отдались своей работе, не нарушали рабочую дисциплину, и никогда не считались со временем. Они должны круглыми сутками заниматься больными и делать всё возможное для их скорейшего выздоровления, потому что это наш общий долг.
- Говорят, что хороший врач - это врач, а плохой врач - это главврач. Насколько это является правдой?
- Это абстрактное понятие (смеется): если студент в мединституте учится очень хорошо, то он будет хорошим врачом; если в институте он будет учиться отвратительно, то он будет главным врачом. Я знаю очень много главных врачей, которые являются как прекрасными специалистами, так и талантливыми организаторами. Для главврача очень важно обладать хорошими организаторскими способностями. И не каждый врач обладает такими навыками. Очень сложно объединять профессиональную и организаторскую деятельности. Я думаю, это просто народная молва, а на самом деле всё иначе.
- Вы полностью отдали свою жизнь в руки медицины и науки. Скажите, Эрнст Хашимович, что это Вам дало взамен?
- Профессия врача - это самая гуманная профессия. В своей профессии я нашел себя.
- Всем известно, что даже собственную зарплату и сбережения Вы отдаете на нужды больницы. С чем это связано?
- Бывает случаи, когда в больницу надо что-то приобрести на собственные средства, к примеру, мелкую аппарату и прочее. Мы делаем общее дело и для этого нужно порой отдавать что-то свое.
- Есть ли такой вопрос, на который Вам бы хотелось знать ответ?
- Я проработал в хирургии 56 лет, и каждый раз задаю себе одни и те же вопросы: «Надо ли что-то делать с больным?», «Правильно ли я его продиагностировал?» и т. д. Каждый раз, когда я иду на операцию, у меня внутри есть внутренний страх. Но без него никак не обойтись, потому что от неожиданных ситуаций никто не предостережен. Внутренний страх никогда невозможно преодолеть. Его можно лишь уменьшить или усилить.
- Какие эмоции у Вас с годами участились и какие впали в спячку?
- Эмоции, они как были, так и остаются. Эмоции зависят, прежде всего, от состояния больного. Если больной поправляется, то эмоции хорошие, если его поправка «буксует», то тогда настроение портится. Только выздоровление больного дает мне право на оптимизм.
- По сколько операций в день Вы проводите?
- В нашей работе нет таких стандартных моментов. Всё зависит от патологии операции. Бывает, когда мы в операционной проводим по 10-12 часов. Бывают операции с длительностью в несколько часов. Раньше я ещё часто выезжал по санитарной авиации в другие республики, в частности в Казахстан. Важно не считаться со временем, а просто любить свою работу.
- В Вашей биографии была еще и политическая графа. Что Вы ставили для себя целью в этот жизненный период?
- Когда я был депутатом Жогорку Кенеша, я выбил деньги суммой в миллион долларов для пристройки хирургического корпуса Чуйской областной больницы. Теперь у нас прекрасный хирургический корпус, где есть операционный блок, конференц-зал и специальные вспомогательные комнаты. Вот в этом и была польза моей работы в парламенте.
- Как Вы смотрите на продолжение политической деятельности?
- Вернуться снова в политику сейчас сложно. Чтобы туда вернуться, нужны большие деньги. А откуда у врача могут быть суммы в миллионы долларов? Не все кандидаты, заплатившие огромные партийные взносы, смогли пройти дальше. Сейчас не то, что было в советское время, когда отбор шел совершенно по другим критериям.
- Можете дать оценку отечественной медицине? Насколько она идет в ногу со временем?
- Государство нас обеспечивает новой аппаратурой, которая очень дорого стоит. Но в медицине главное не наличие аппаратуры. Самое главное у врача - это мозги. Раньше, 40-50 лет тому назад, не было никакого оборудования, и врачи диагностировали больных, опираясь на свое клиническое мышление. И диагнозы были верными. А ведь за последние сто лет в мире медицины, в частности хирургии, ничего нового и нет. Операции, которые были разработаны сто лет тому назад, они практикуются и сейчас. У людей существует лишь абстрактное мышление относительно новых технологий и их значимости в прогрессе медицины.
По нашим данным, успехи нашей медицины не уступают показателям ведущих европейских клиник. Согласно мировой статистике, показатели смертности по панкреонекрозу (омертвление поджелудочной железы) составляют 95 процентов. В самых лучших клиниках мира данные показатели варьируются в пределах 40 процентов, тогда как у нас они составляют 1-2 процента.
- В чем секрет такого успеха?
- Мы оперируем пациентов по другой методике, над которой я работал около 20-ти лет. И вот уже последние 10-15 лет мы работаем по ней. Благодаря этой методике у нас и существуют сегодня такие показатели, что ни одна клиника в мире не может похвастаться тем же.
- То есть помимо хирургической практики Вы еще активно занимаетесь научными открытиями?
- У нас есть экспериментальная лаборатория для животных, где мы проводим научные исследования, и таким образом мы совмещаем науку и практику, благодаря чему у нас появляются новые идеи. Вот эти новые идеи надо реализовывать на практике.
- Эрнст Хашимович, спасибо Вам большое за интересную беседу. Желаем Вам успехов в дальнейших научных открытиях и еще раз поздравляем с юбилеем!
Нуркыз Сабырова
.Подробнее читайте на kabar.kg ...
Источник: kabar.kg | Рейтинг новостей: 116 |