2016-8-27 11:12 |
В Душанбе 26 августа начала свою работу трехдневная Международная научно-практическая конференция «Сейсмическая безопасность Центральной Азии», на которой ученые из 16 стран обсуждают вопросы изучения трансграничных сейсмических рисков, сейсмостойкого строительства и безопасности крупных сооружений, в том числе плотин гидроэлектростанций.
Безопасность ГЭС в горных регионах является жизненно важным вопросом, и он станет одним из ключевых в ходе диалога между учеными стран Центральной Азии, сказал на открытии конференции президент Академии наук Таджикистана Фарход Рахими. Участники конференции рассматривают опыт строительства больших плотин и создания крупных водохранилищ и вопросы оценки их сейсмической безопасности.
Для Таджикистана эта конференция имеет не только научное, но и политическое значение – таджикские специалисты намерены доказать безопасность высоких плотин, как уже существующих, так и возводимых на реках республики.
В начале июля власти страны сообщили о выборе подрядчика для строительства крупнейшей в Центральной Азии Рогунской ГЭС, которая позволит вывести республику из энергетического кризиса. Тендер выиграла итальянская компания Salini Impregilo S. p. A – с ней уже подписано соответствующее соглашение. На эту новость вскоре отреагировал соседний Узбекистан, который выступает против строительства гидроузла. Узбекский МИД сделал заявление, в котором в очередной раз выразил обеспокоенность сейсмичностью района строительства ГЭС и предупредил об «опасных и непоправимых последствиях» для региона.
Уже много лет, а именно – с тех пор, как Таджикистан объявил о намерении продолжить строительство Рогуна, Узбекистан всячески пытается воспрепятствовать реализации планов таджикского правительства, муссируя вопрос о гипотетической опасности этого масштабного проекта. Но разве проблема безопасности Рогунской ГЭС, которой так озабочен Узбекистан, не волнует и таджикскую сторону? Конечно же, волнует, и она является ключевой для Таджикистана – республики, в которой ежегодно фиксируется несколько тысяч колебаний земной коры. Поэтому с целью выявления возможных рисков при строительстве Рогуна, а также эффективности и целесообразность возведения ГЭС, Таджикистан обратился к Всемирному банку (ВБ) с просьбой помочь организовать комплексную международную экспертизу проекта, которая и была проведена в 2011-2014 годах. По результатам экспертизы строительство Рогунской ГЭС было признано безопасным и экономически выгодным.
Однако соседняя страна продолжает настаивать на угрозе Рогуна при том, что результаты экспертизы, проведенной под эгидой ВБ, имеются в открытом доступе в интернете, и любой желающий может с ними ознакомиться. Разумеется, никто не может гарантировать, что природа всегда будет милостива. Но, по заверению компетентных гидроэнергетиков Таджикистана (в том числе участвовавших в экспертизе Рогунской ГЭС), с которыми удалось пообщаться автору этих строк, в пересмотренном и актуализированном проекте Рогуна учтены самые серьезные угрозы, которые могут возникнуть в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации станции. Именно на этих рисках и доводах экспертов и хотелось бы остановиться подробнее.
Из истории Рогуна
Мало кто знает, что Рогун был обозначен на карте гидроэнергетики Таджикской ССР еще в 1930-е годы. Но вплотную заниматься им стали в середине 1960-х годов. В архивах «Таджикфильма» есть небольшая лента, в которой запечатлено заседание Госплана СССР, посвященное Рогуну. Тогда Академия наук и руководство республики приложили очень много сил для разворота другой стройки века – Нурекской ГЭС. В то время строительство Нурека было развернуто на полную мощность. В 1972 году были введены два его первых агрегата. Параллельно был поднят вопрос строительства Рогунской ГЭС. В 1968 году «Таджикглавэнерго» заказал ташкентскому «Гидропроекту» разработку технико-экономического обоснования Рогуна. Уже в 1974 году ТЭО было утверждено, и с 1975 года началось выделение капитальных вложений на временные сооружения. В те годы Ташкент ратовал за строительство станции, поскольку Узбекистану летом нужно было больше воды для полива хлопчатника.
Однако позже министерством энергетики и электрификации СССР была допущена одна ошибка, которая могла привести к большой аварии. В 1987 году тогдашний министр Анатолий Иванович Майорец по согласованию с первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана Каххором Махкамовым дал разрешение строить Рогун под ключ. Дирекцию, которая следила за качеством выполнения работ, и в которую входили десятки высококвалифицированных работников «Таджикглавэнерго», отстранили. Поскольку уже не было этой дирекции, строители позволили себе в декабре 1987 года перекрыть реку Вахш, сделать перемычку и направить воду в неготовые для пропуска паводка тоннели. И когда в 1993 году в результате сильного паводка водоводные тоннели затопило глиной, и перемычка была смыта, Рогунскую ГЭС передали обратно в ведение «Таджикглавэнерго». Поэтому сегодня международные эксперты, проводившие экспертизу проекта Рогунской ГЭС, нашли в нем серьезные недостатки и вынесли рекомендации по их устранению.
Кто и что изучал на ГЭС
Следует отметить, что Таджикистан сам инициировал проведение независимой экспертизы проекта Рогуна. Власти республики обратились к ВБ с просьбой помочь в поиске авторитетных международных экспертов и консультантов, которые бы не подчинялись ни ВБ, ни правительствам каких-либо стран. По рекомендации банка для проведения экспертизы были выбраны всемирно известная французская компания Coyne et Bellier, итальянская Electroconsult и английская Energy & Water Economics, которые рассматривали технико-экономическую сторону проекта. Экологическое и социальное воздействие ГЭС рассматривала швейцарская компания Poyry Energy Ltd. Вопросы безопасности ГЭС, а также ненанесения ущерба населению и сельскому хозяйству стран низовий Амударьи для экспертов были ключевыми. Все эти компании пришли к единому мнению, что никакого отрицательного влияния Рогунская ГЭС не окажет и не нанесет ущерб ни по воде, ни по экологии, ни по другим аспектам.
Но прежде чем одобрить проект, экспертная группа провела огромную работу по его корректировке и актуализации. То, что проект 1970-х годов устарел, не вызывало ни у кого сомнения. Эксперты полностью отказались от стандартов прошлого и рассматривали проект с позиции нынешних европейских стандартов, поэтому в проект внесено очень много физико-технических изменений в соответствии с современными требованиями. В него включены дополнительные водоводы, внесены изменения в профили и сечение тоннелей, крепления машинного зала. Например, в старом проекте было предусмотрено подковообразное сечение тоннеля, но эксперты рекомендовали в некоторых местах сделать сечение С-образным, потому что полуовал выдерживает большую нагрузку, чем подкова.
В ходе корректировки проекта изучались все мелкие ручейки в теле горы, разломы, породы, грунты. Над Рогуном работали огромное количество ученых, специалистов разного профиля и ранга, которые провели большой объем научных исследований, –горные механики, геологи, геофизики, гидротехники, биологи и многие другие.
Помимо упомянутых европейских компаний-консультантов, над актуализацией проекта Рогуна работали две панели экспертов из разных стран (около 70 человек) – людей, независимых от чьего-бы то ни было влияния. Кроме того, хода исследования проекта Рогуна обсуждался на 4 заседаниях в Алма-Ате. Пятая встреча была в Душанбе. В этих встречах участвовали представители правительств стран Центральной Азии и Афганистана, заинтересованных организаций и эксперты. Все встречи транслировались в режиме видеоконференций во всех столицах. Таким образом, добро на строительство Рогунской ГЭС Таджикистан получил после многочисленных дискуссий, обсуждений каждого аспекта и каждой детали.
О прочности рогунской плотины.
Подробнее читайте на fergana.agency ...