2016-7-2 14:59 |
Со второй половины июня пенсионерам города Ангрена (Узбекистан) обналичивают пенсии с пластиковых карточек в махаллинских (квартальных) комитетах - местных органах самоуправления граждан по месту жительства.
Банковские работники в соответствии с графиком приезжают в каждый махаллинский комитет – и выдают наличные.
Данная мера вызвана тем, что возле банков каждый рабочий день скапливалось огромное количество пенсионеров, желающих иметь в карманах национальную валюту, а не ее якобы равноценный эквивалент - пластиковую карточку, которая, как известно, решает проблему хранения наличных денежных средств.
И ведь решает. Нет налички у пенсионера - и никто ее, действительно, не украдет. А вот с «безналом» все иначе. В плюсах, прописанных банками для добровольных владельцев пластиковых карт (недобровольных быть не может, согласно закону), не указано, что каждый владелец теряет до двадцати процентов начислений. Потому что на других условиях продавцы в магазинах товар «на карточку» не продают.
Таким образом, на государственном уровне на сегодняшний день имеем узаконенный отъем денег у населения, теперь уже и у пенсионеров, в пользу узбекского банковского капитала. Как говорят, копейка к копейке тянется. И анекдот к ситуации: «Можно ли накопить на машину, экономя на еде? Можно, если экономить на чужой еде».
Напомним, что приказом министра финансов Узбекистана утверждена Инструкция о порядке организации выплаты пенсий, пособий и иных выплат. Согласно инструкции, удержания из пенсий могут производиться только в двух случаях: а) на основании решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством Узбекистана проводится в порядке, установленном для исполнения судебных решений; б) на основании решений районного (городского) отдела внебюджетного Пенсионного фонда в случае излишней выплаты сумм пенсий (пособий) пенсионеру. Никакие другие удержания из пенсий (пособий) не допускаются.
В махаллю за наличными
Подробнее о мучениях граждан Узбекистана с обналичиванием денег, принудительно переведенных на пластиковую карту, можно прочесть в материалах «Ферганы»«Я приходила в банк и занимала очередь в четыре часа утра. В это время там уже были люди. Бывало, что к открытию банка собиралась толпа около трехсот человек», - рассказывает пенсионерка Нулифар Каршибаевна.
Однако обналичивание пенсий в махаллинских комитетах решило проблему частично, если вообще можно говорить о каком-то решении.
Вторую неделю пенсионеры выстраиваются в очередь за «живыми» деньгами – но теперь уже не в банки, а в махаллинские комитеты. «Я недавно смогла обналичить часть пенсии. Для этого мне пришлось простоять несколько дней в очереди под номером восемьдесят три», - говорит семидесятилетняя Ольга Петровна.
Сказанное совсем не означает, что все дни пожилая женщина неотступно находилась на пороге махаллинского комитета. Несмотря на график, деньги привозят не каждый установленный день. Причина? Видимо, та же, что и в банках: нет наличных.
Многие супружеские пары стоят за кровно заработанными по очереди, с утра муж, после обеда - жена. Кому-то помогают выстаивать в очереди дети, внуки, родственники. Постой-ка под старость лет весь день на жаре, да еще в толпе, «излучающей» негативную энергию и злобу. В общем, пенсию с «удобной в обращении» пластиковой карточки старикам помогают обналичивать всем миром.
Если в мае и начале июня в ангренских банках и почтовых отделениях пенсионерам обналичивали до ста тысяч сумм, а некоторые называют цифру и в двести тысяч, то на сегодняшний день - не более пятидесяти тысяч на человека.
В начале июня в Ангрене на пластиковую карточку в принудительном порядке всем перевели июньскую пенсию и задолженность за май.
Ангрен: как шло принуждение к пластику
Несколько лет назад все началось с того, что пенсионерам добровольно предлагалось во время получении пенсий на почте написать заявления для частичного перевода пенсии на пластиковую карточку. Речь шла о 10-20 процентах.
Желающих было немного, так как к тому времени живых примеров госслужащих и работников предприятий, которые мучились с пластиком, перед глазами было предостаточно. Если пенсионер не желал пользоваться достижением научно-технического прогресса в виде пластиковой карточки, того его особо не стращали.
Года три назад администрация города обязала почтовых работников, банковских служащих и учителей заставить перейти на пластиковую карточку не менее пяти пенсионеров (с каждого). Для этого территория города была поделена на участки, и «ходоки» в свободное от основной работы время пошли по домам.
Кто-то из пенсионеров соглашался из жалости к «родному» почтальону, а больше к себе, с надеждой, что в следующий раз пенсию принесут в первую очередь. Некоторые жалели учителей или сотрудников банков, рассказывавших, что с них снимут процент от зарплаты за невыполнение плана по «переводу» пенсионеров на пластик. Другие по собственной наивности позволяли себя обмануть и соглашались, о чем в дальнейшем сожалели.
Но и такой подход не принес ожидаемого результата для администрации города. Пенсионеры упирались.
Известен показательный случай (есть очевидцы). В 2014 году в одном из кварталов Ангрена администрация школы расклеила объявления, приглашающие пенсионеров на собрание для обсуждения вопроса о перечислении части пенсии на пластиковую карточку.
В школу к назначенному времени пришло около сорока пенсионеров. Свою речь директор начала словами: «Уважаемые пенсионеры! В Ангрене сложная ситуация с наличными деньгами, в связи с чем хокимият (мэрия) просит вас помочь городу и перечислить двадцать процентов своих пенсий на пластиковую карточку».
Надо отдать должное сознательности, сплоченности и смелости пенсионеров, которые аргументированно ответили на «заманчивое предложение» единодушным отказом. Под конец собрания от отчаяния, почти плача, директор объясняла, что ее каждый день вызывают в хокимият и требуют выполнения плана «по пластику», угрожая увольнением, а учителя уже физически не в состоянии ходить по домам после уроков и кого-либо уговаривать.
Но пенсионеры остались непреклонны.
Более года пенсии в Ангрене выплачивались с опозданием на две, три, четыре недели. Некоторые пенсионеры писали жалобы и ждали. Большинство жило пониманием: ну, что поделать. Но все терпели.
Весной 2015 года в почтовых отделениях Ангрена, буквально угрожая не выплатой пенсий, пенсионеров стали принуждать переводить до двадцати процентов на пластик. Свои действия почтальоны мотивировали приказом хокимията, который никому не показывали. Немногие, испугавшись, согласились. Но большинство сказало свое решительное «нет». И в этот раз беззащитные пенсионеры разрушили план администрации города.
И вот настал роковой июнь 2016-го, понизивший уровень реального содержания пенсий в Узбекистане на пятнадцать – двадцать процентов. Потому что теперь пенсионеры будут вынуждены оплачивать все карточкой, а значит - стандартная корзина жизненно необходимых продуктов будет обходиться дороже.
Самые отважные или отчаявшиеся пенсионеры пишут жалобы «наверх», ожидая позитивного разрешения своей ситуации. Они не понимают, что жаловаться системе на решения этой же системы – бессмысленно.
Соб. инф.
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...