2017-9-23 12:05 |
Бишкек, 23. 0917 /Мирлан Киизбаев – Кабар/. «Нурсултан Назарбаев привел экономически не совсем корректное сравнение, статистически, может быть, он и прав, но фактически это не так.
По крайней мере, нет такого коэффициента 1 к 5», - прокомментировал экономист Кубат Рахимов заявление президента Казахстана о том, что ВВП Алматы в 5 раз превышает ВВП Кыргызстана и Таджикистана.
Он пояснил, что фактически ВВП Алматы, точнее ВРП – валовый региональный продукт - это деньги всего Казахстана, так как 80% операций частного капитала страны отражаются на балансах финансовых учреждений, зарегистрированных в городе.
«Для того чтобы сравнивать, надо понимать экономическую модель страны. То есть головной банк стоит в Алматы, а операция может идти где-нибудь в Атырау или Актау, но отражается это все в балансе головного банка в Алматы. Поэтому здесь половина ВРП Алматы – дутая. Это финансовый фиктивный капитал. Там же биржи, там же другие эмитенты, иные финансовые посредники и так далее. То есть, с точки зрения логики цифр и статистики, может быть, и прав Нурсултан Абишевич, но с точки зрения реального сектора это не совсем так», - пояснил К. Рахимов.
По его словам, если из Алматы в Астану перевести штаб-квартиры всех финансовых организаций, ВРП Алматы резко упадет.
«То есть эти деньги, которые показаны как ВРП Алматы, это деньги всего Казахстана. Все финансовые потоки, которые проходят через головные офисы казахстанских банков в Алматы дают этот эффект. Понятно, что это богатый город, понятно, что действительно мегаполис. Но во многом это деньги всего Казахстана, а не конкретного города», - сказал К. Рахимов.
«Модель развития Казахстана до первого кризиса 2007-2008 годов была построена на безусловной доминанте банковского сектора. То есть, в тот момент была такая парадигма, что банки - «это наше все». И что Казахстан прорвется и обеспечит все свои ключевые и амбициозные цели именно через банковскую сферу. И действительно, это была эпоха расцвета банков. После кризиса 2007-2008 годов капитализация сильно упала и только в 2017 году банки достигли тех показателей, которые имели в 2007 году. То есть, это были 10 лет финансового безвременья», - добавил экономист.
Он сообщил, что национальные планы счетов зачастую не отображают многие аспекты реальной экономической жизни. И после того, как было обвальное падение тенге - почти двукратное, в Кыргызстане сом просел только на 20%.
«То есть Кыргызстан удержался, в том числе и за счет того, что у нас довольно высокая доля теневой экономики. То есть у нас люди живут неплохо, но государство бедное. А второй интересный эффект: мы попадаем в ситуацию, когда наша статистика, наш учет не может охватить всех реалий населения. У нас много наличного оборота, многие люди вообще не платят никаких полноценных налогов. «За нал купили, за нал продали» – такая формула реальной экономики. Через патентную систему для предпринимателей этого не видно большей частью. Поэтому я их называю «атомарные субъекты хозяйства», а наше государственная система учета, фискальная система - это условно «молекулярная» система, то есть, если подходить с точки зрения физики и математики, она может на уровне молекул ухватывать, а уровень атома уже не ловит. Поэтому реальный ВВП Кыргызстана и относительный уровень жизни населения с учетом многих иных факторов гораздо выше данных статистики», - заключил экономист.
.Подробнее читайте на kabar.kg ...