2016-10-26 10:49 |
Парламент Финляндии потребовал от правительства страны объяснить, чем оно руководствовалось, поставляя оружие таким государствам с диктаторским режимом, как Узбекистан и Туркменистан, передаёт финское издание Yle.
Винтовка финской компании «SAKO». Фото Yle
Поводом для выдвижения требования стало опубликованное 23 октября в газете Helsingin Sanomat сообщение о том, что финское оружие экспортировалось в Туркменистан и Узбекистан, несмотря на «душераздирающую» ситуацию с правами человека в этих странах. Газета напомнила, что в рейтинге организации Freedom House «Свобода в мире» страны Северной Европы получили баллы, близкие к 100 (свободные), в то время как Узбекистан набрал всего шесть баллов, а Туркменистан – четыре (несвободные). Отметим, что в рейтинге за 2016 год Freedom House Узбекистан набрал три балла из ста возможных, Туркменистан – четыре, и оба оказались в числе 12 «худших из худших» стран-лидеров по отсутствию политических прав и гражданских свобод.
Бывший министр иностранных дел страны Эркки Туомиоя также раскритиковал политику Финляндии по экспорту вооружений, заявив, что страна отдаляется от единой линии стран Северного Союза.
В свою очередь, министр обороны Финляндии Юсси Ниинистё отверг подозрения в том, что отношение нынешнего правительства к экспорту вооружений стало менее строгим, чем у предыдущих кабинетов министров. Он отметил, что ситуация в Узбекистане является непростой, но «в целом в последние годы Узбекистан был довольно стабильным, поэтому риск того, что снайперские винтовки будут применяться с нарушением прав человека, сочли незначительным».
Ниинистё заверил, что выданные разрешения на экспорт оружия не являются признаком того, что права человека стали безразличны руководству страны. И добавил, что в будущем каждая заявка будет рассматриваться отдельно.
Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля также заявил, что правительство тщательно взвешивает каждую сделку на поставку оружия. Он пояснил, что «если ситуация с правами человека и военной обстановкой меняется в худшую сторону, то меняется и наше отношение к сделке. Например, мы ужесточили условия по отношению к Йемену после того, как ситуация там изменилась в худшую сторону».
Разъяснений от правительства парламент ждёт в пятницу, 28 октября.
Напомним, что никаких санкций у Евросоюза в отношении руководства Узбекистана в настоящее время нет: эмбарго на поставки оружия в эту страну, введённое в числе ряда других санкций в мае 2005 года после трагических событий в Андижане, было снято в октябре 2009 года. «Совет (министров Евросоюза) принял решение о невозобновлении действия санкций с тем, чтобы побудить власти Узбекистана к дальнейшим субстантивным шагам по улучшению ситуации с обеспечением законности и правопорядка, а также с правами человека, принимая во внимание соответствующие обязательства узбекских властей», - объяснила тогда пресс-служба Совета ЕС.
Удалось ли Евросоюзу достичь своей цели и как с тех пор в Узбекистане улучшилась ситуация с правами человека, можно понять, прочитав такие материалы «Ферганы», как «Права человека: Пытки до смерти – ужасающая обыденность Узбекистана (фото, 18+)», «Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»: В Узбекистане - более 2000 политзаключенных», «Правозащитник Виталий Пономарев – о политических заключенных в Центральной Азии», «Норвежских» узбеков сначала пытали, потом показали по телевизору и в конце концов осудили за экстремизм», «У нас не хуже, чем во всем мире». Как Узбекистан «троллил» Комитет ООН против пыток», «ООН vs Узбекистан: Тщетный спор о правах человека», «Узбекистан: «Наши тюрьмы – самые прогрессивные, СМИ – самые демократичные, а пыток нет, потому что они запрещены!» и другие материалы специальных рубрик «Права человека» и «Хлопок».
.
Подробнее читайте на fergana.agency ...